Вертолетоносцы "Мистраль" до недавнего времени были настоящей гордостью Франции - огромные универсальные десантные корабли водоизмещением более 21 000 тонн и длиной почти 200 метров могли одновременно перевозить 16 ударных вертолетов, танковый батальон из 40 основных боевых танков, до 500 солдат, а также четыре десантных баржи для обеспечения высадки.
Одного такого "Мистраля" вполне может хватить для завоевания небольшой африканской страны, поэтому неудивительно, что в 2011 году тогдашний президент Д. Медведев подписал со своим французским коллегой контракт на постройку двух кораблей этого типа.
Корма собиралась на нашей Балтийской верфи, остальное - во Франции. В контракт также входила передача нового программного обеспечения и технологий. Кроме того, по требованию российской стороны проект был доработан фактически до ледового класса для обеспечения возможности эксплуатации судов в северных широтах.
Однако последовавшие в 2014 году украинские события и давление американцев на французскую сторону принудили её к расторжению контракта в 2015 году. Нельзя сказать, что Россия на этом что-то потеряла - уже заплаченные средства и неустойку в размере миллиарда долларов нам вернули. А вот французы этим действием буквально выстрелили себе в ногу.
Начнём с того, что для фактически готовых уже "Мистралей" им пришлось искать покупателя. В итоге два корабля ледового класса за 950 млн долларов приобрел себе жаркий Египет. Напомним, что проект изначально был "заточен" под российское оборудование и предназначался для перевозки российских же вертолетов. Поэтому Египту пришлось закупить у нас новенькие Ка-52, а также системы вооружения, РЭБ и все остальное, и это ещё на миллиард.
Ну а у французов после расторжения сделки дела пошли не очень. Верфь Сен-Назер, где строились "Мистрали", обанкротилась, многие сотрудники оказались на улице. Сейчас французское правительство её национализирует, попутно переругиваясь с итальянцами, владеющими 50% акций судостроительного предприятия. У нас же в 2020 году планируется закладка двух новых УДК водоизмещением 15 000 тонн в керченском "филиале" завода им. Горького.