Найти тему

Керамика в коллекции Российского Этнографического музея

В коллекциях РЭМ представлены керамические изделия разных областей и городов Узбекистана – Бухары, Самарканда, долины Хорезма. Среди экспонатов находится неполивная нерасписная керамика и поливная расписная керамика, представляющие сегодня произведения узбекского традиционного декоративно-прикладного искусства. При комплектовании этой коллекции преследовалась цель зафиксировать в музейных экспонатах разнообразие ассортимента продукции гончаров, ее локальные варианты в различных центрах, а также его технологические особенности. Поэтому собрание керамики включает не только готовые изделия, но и полуфабрикаты, образцы глины, кра-сок, гончарные станки и инструменты.

Хронологически это собрание охватывает период с конца XIX в. до начала 1990-х гг. XX в. Гончарство оказалось одним из традиционных узбек-ских ремесел, которое не только сохранилось до настоящего времени, но стало ярким явлением современной художественной культуры Узбеки-стана. На протяжении ХХ столетия оно претерпело значительные организационные изменения, пройдя путь от средневековых ремесленных цехов со строгими уставами рисоля, определявших порядок работы ма-стеров, используемые материалы и виды изделий, до художественных объединений, в которых керамистам был открыт простор для творче-ства. Однако именно благодаря орнаментальным традициям, технологическим приемам, проверенным временем и передаваемым из поколе-ния в поколение, узбекская керамика сегодня пользуется заслуженной славой и популярностью не только в Узбекистане, но и за его пределами.

Наиболее ранние образцы керамики Узбекистана, хранящиеся в РЭМ, приобретены С.М. Дудиным во время экспедиций 1900–1902 гг.

В музейных документах и экспедиционном отчете он приводит подробные сведения о технологических и орнаментальных различиях кера-мических изделий разных центров их производства, об оборудовании мастерских и процессе изготовления керамики, сообщает о широком распространении гончарства, в котором занято «большое число рук», и о бытовании его продукции среди населения, «так как наибольшее количество посуды, вращающейся в их обиходе, приходится на долю различной глиняной посуды»

Сведения С.М. Дудина о приемах работы гончаров и их нелегком труде во многом отражают и процесс создания керамической посуды гончарами ХХ в. В мастерской, писал он, «укреплены один или два гончарных круга да стол для разминания замешанной глины. Печь для обжига помещается во дворе и только иногда тут же, в помещении. Глина для лепки употребляется зеленая, очень пластичная, встречаю-щаяся в крае почти повсеместно. Замешивается она в неглубоких ямах, потом долго и тщательно разминается и месится на деревянных или каменных столах (плита), причем, в нее во избежание растрескивания при сушке добавляют немного рубленой шерсти. К формовке из нее приступают не тотчас после вымешивания, а дают глине сначала выстояться, для чего комья ее укрывают обильно смоченными водой тряпками. Формовка ведется при помощи гончарного круга, ничем существенным не отличающегося от кругов наших деревенских горшечников. В движение круг приводится также ногой. Мастера во время работы оперируют только в одних штанах, отчасти из-за жара в помещении, отчасти же для больших удобств работы. Приемы лепки также те же самые. На круге же делаются и те несложные рельефные элементы, которые украшают чаще всего неполивную посуду: ободки, волнистые линии и т. п. Для получения их используется либо ноготь пальца, либо кусочек щепки и т. п.

Для получения более сложных рельефных орнаментов имеются особые, вырезанные на деревянных до-щечках штампы – тамонча, продавливанием которых и оттискивается рельефный рисунок.

Краски для росписи и поливы делали из белой и цветной глины и окислов железа, марганца, меди, разные оттенки синего получались добавлением ляпис-лазурита, который добывали в горах Бадахшана, позд-нее его заменил фабричный кобальт. Традиционная палитра узбекской керамики состоит из белого, хромово-желтого и охряно-желтого цветов, коричнево-красного, черного с красноватым отливом, травяного и оливково-зеленого, бирюзового и серо-бирюзового бледного и темного оттенков, ультрафиолетового и ультрамаринового, темно-зеленого. К началу ХХ в. в разных керамических центрах сложились определенные колористические предпочтения, сохранившиеся в значительной степени и в изделиях современных керамистов. Так, в Хорезме и Ферганской долине делали керамику сине-бело-голубых тонов, в Самарканде и Бухаре – зелено-ко-ричнево-желтых.

В коллекции С.М. Дудина вошла также керамика Ташкента и Ко-канда. Любопытно, что в начале ХХ в. ташкентская керамика почти не расписывалась, лишь на отдельные виды наносился несложный рису-нок красно-охряного и зеленовато-желтого цвета. В основном же она покрывалась темно-бирюзовой, почти зеленой поливой. Художествен-ное направление в керамике здесь получило развитие значительно позднее, и сегодня Ташкент – один из ведущих центров керамического искусства Узбекистана.

Во второй половине ХХ в. собрание РЭМ пополнилось образцами керамики других традиционных гончарных центров Узбекистана: из-делиями хорезмских керамистов в нежных изумрудных тонах, блюда-ми Гурумсарая в Ферганской долине с бирюзово-голубыми узорами на белом фоне, яркими и многоцветными блюдами Гиждувана, шахрисабзской керамикой с неповторимым рыже-кирпично-красным тоном глазури. В настоящее время все это дает достаточно полную картину художественных традиций и локальных особенностей этого старей-шего вида народного творчества.

-2
-3
-4
-5