Как и в случае со всеми новыми или появляющимися технологиями, робототехника поднимает различные правовые вопросы, не в последнюю очередь связанные с основными правами. Исследователи могут провести различие между двумя уровнями того, как роботизированные технологии ставят под сомнение основополагающие права человека. Во-первых, и это наиболее очевидно, вопрос о том, каким образом нынешние основные права могут быть применены к робототехнике. Во-вторых, существуют более серьезные проблемы в области фундаментальных прав, такие как вопрос о том, необходимы ли новые фундаментальные права для устранения пробелов в правовой защите, которые могут возникнуть в связи с использованием робототехники.
Применение основных прав на робототехнические технологии
Хартия Европейского союза об основных правах ("Хартия") представляет собой один из самых обширных и современных перечней основных прав. Какие права, закрепленные в Хартии, могут быть затронуты роботизированными технологиями.
В разделе I Хартии, озаглавленном "Достоинство", говорится о неприкосновенности человеческого достоинства (статья 1). Хотя робототехника не представляет угрозы для человеческого достоинства как биотехнология, некоторые считают, что дальнейшее ее применение, например замена хорошо функционирующих человеческих конечностей на сверх функциональные бионические конечности, может быть воспринято некоторыми как попрание человеческого достоинства.
Возможно, можно было бы также утверждать, что систематический перевод на внешний подряд задач по уходу за людьми роботам в больших масштабах, таких как обеспечение ухода за пожилыми людьми с помощью роботов по уходу и сопровождающих их роботов, которые каждые две недели посещают людей для проверки их надлежащего функционирования, подрывает достоинство человека.
Более важным в названии является право на неприкосновенность личности: "Каждый человек имеет право на уважение его или ее физической и психической неприкосновенности" (статья 3). Прежде всего, это отрицательное право, которое защищает людей от неправомерного вмешательства в их тело или разум. Это означает, что робототехника, нарушающая целостность человека, может применяться только с его свободного и осознанного согласия, особенно в таких областях применения, как протезы, связанные с нервной системой или стимуляция глубокого мозга.
Задача юридической практики будет заключаться в том, чтобы определить, что такое осознанное согласие в той области, где воздействие технологии в определенной степени непредсказуемо и долгосрочные последствия для здоровья еще не известны. В то же время право на неприкосновенность личности также является позитивным правом на самоопределение, подразумевающим, что люди могут развивать свое физическое и психическое функционирование так, как они хотят (по крайней мере до такой степени, когда это может затронуть права других).
Поэтому люди в принципе могут свободно встраивать в свое тело протезы, имплантаты для удаления стружки и нейронные имплантаты. Поскольку встроенные технологии вскоре, как правило, воспринимаются людьми как часть их самих, право человека на неприкосновенность может также применяться к человеческим имплантатам. Это обеспечивает сильную правовую защиту, но вызывает вопросы при подключении имплантатов к внешним устройствам.