С года до пяти меня воспитывала ленинградская бабушка, а молодые родители продолжали работать на Севере, где родились мы с сестрой. Сестру отправили к маминым родственникам, живущим в Ростове: так нас разделили родители.
Бабушка меня очень любила, но не баловала. К людям она относилась по-доброму: за всех переживала и со всеми старалась жить в мире. Квартира была коммунальной, густонаселенной, были и дети, так что и в раннем возрасте скучно мне не было.
Бабушка пережила войну, гибель мужа на фронте, одна вырастила моего отца и теперь растила меня в любви и заботе, но не белоручкой. Она часто упоминала «барынь» как негативное явление и рассказывала о своей тяжелой жизни.
Родом она была из псковских крестьян, перебралась в Ленинград в 30-е годы, работала разнорабочей. Потом война....
Бабушка рано объяснила мне «что такое хорошо и что такое плохо», никаких проблем с поведением у меня не было, заслуживать "печенюшки" мне не приходилось: они всегда были под рукой.
В детсад меня не отдали, хотя мне и хотелось. Двор был большим, точнее там было пять дворов, с детьми разных возрастов. Мы играли в шумные и спокойные игры, и всем было весело, а взрослые без страха отпускали нас на улицу одних, только велели приходить к определенному времени, что мы старались делать, дабы не оказаться наказанными дома, пока все играют во дворе.
Я рано научилась читать, и одной из первых любимых книг была сказка Б.Заходера в стихах про букву Я. Там эта буква сперва выпендривалась, а потом призналась перед коллективом, что была не права и ее приняли назад, в Азбуку.
Позже я любила книги про дружбу и взаимовыручку: рассказы Николая Носова, все книги Волкова про волшебника изумрудного города, книги Драгунского и Голявкина, с рассказами о пионерлагерях.
Самой побывать там не пришлось: летом бабушка выезжала в деревню, и брала с собой меня и сестру. Там тоже была шумная детская компания, никто нас не «пас», и мы вполне весело проводили время в играх, купании, загорании и… добровольно-принудительном сборе даров сада и леса, но это была минимальная помощь, которая от нас требовалась.
Когда мне было пять лет, семья воссоединилась. Родители у меня были молодыми, целеустремленными, учились на вечернем в институтах, работали и очень хотели, чтобы мы с сестрой получили «верхнее образование», а посему пугали нас, что, если будем лениться, пойдем в дворники. А еще они нас учили мыслить самостоятельно и отвечать за себя.
Училась я всегда хорошо, не из желания поощрения и не из страха стать дворником, а просто потому что мне нравилось учиться и я любила читать, узнавать новое.
Продолжение