Чтобы разобраться во всех хитросплетениях культур и мифов реки Чепцы в Удмуртии, пришлось потратить немало усилий. Но упорство было вознаграждено всем богатством татарской и удмуртской кухни, с которой нас знакомили в каждом доме, где мы оказывались.
Столько легенд и историй народов, языков и религий давно не встречал, если не сказать - никогда. Пугающая могила, и похищение камня, и волжско-булгарская принцесса, и самая древнейшая в Удмуртии надпись, и полное исчезновение населения окрестностей реки в XIV веке, и даже собственные Белые ходоки.
Древнейшие археологические памятники поломской культуры, обнаруженные в Балезинском районе Удмуртии. Они датируются V-VIII веком нашей эры. После VIII века культура меняется. В культурных слоях X-XIII веков обнаруживают уже предметы чепецкой культуры. Основная версия такой смены: прогресс племен привел к тому, что поломская культура эволюционировала в чепецкую, названную так по названию главной реки региона - Чепцы.
Похоже край был плотно заселен. В этом таежном углу плавили «болотное» железо и производили керамику. Били зверя, торговали пушниной. Чепца - приток Вятки, что впадает в Волгу. По ней эпизодически торговали по Волге даже с арабами. Археологи обнаруживают стекло из Малой Азии и арабские дирхемы.
Исчезновение цивилизации Чепцы
Но в XIV веке следы чепецкой культуры теряются. Куда все исчезло?
Легко обвинить во всем монголо-татарское иго, но нет. Подтвердить уничтожение поселений можно по следам пожаров и повреждений на костях убитых, испорченном и потерянном оружии. Но тут этого нет, хотя в степной и лесостепной зоне Поволжья таких находок полно.
Одна из версий - климатические изменения, заставившие местное население покинуть Чепцу. Более популярна у ученых другая: монголы уничтожили военные и государственные структуры русских княжеств и Волжской Булгарии. И из Великого Новгорода явились ушкуйники, получили карт-бланш на грабеж местного населения. Потом на нетрудовые доходы новгородцы основали несколько баз и отстроили Вятку ( Хлынов, ныне Киров). Штурмовать города и селища флибустьерам Волги было боязно и невыгодно. Очень уж много кровавого труда, уничтоженных ресурсов и не оправданного пиратской бизнес-моделью риска. Вот и нет следов серьезных боев. Но в результате агрессивной работы ушкуйников местное население откочевало подальше от рек.
В общем, как писал еще в XIX веке историк Николай Костомаров: «Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли её…»
Уверенно говорить о новом заселении бассейна Чепцы можно только в XVII веке. С тех пор люди здесь жили постоянно.
Первое слово
Интересно, что в паре километров от Кестыма, в Гордино, был обнаружен и самый древний на территории Удмуртии письменный источник. Важно, что он сейчас однозначно связан с местом, где найден. Это надгробие, стоявшее на могиле на другом берегу от Кестыма, в паре километров. Местные жители почитали этот камень как памятник то ли местному правителю, то ли воину.
По сути, это еще одна сенсация - традиционное для исчезнувшего государства Волжская Булгария надгробие. Надпись на нем точно указывает дату, когда могильный камень могли поставить - это 1323 год. Еще точнее, это 723 год хиджры, исламского лунного календаря. Дело в том, что надпись на памятнике выполнена арабскими буквами и по мусульманской традиции. И это тоже первое упоминание о появлении мировой религии, ислама, на территории Удмуртии.
Подробнее: https://susanin.news/longreads/islam_na_cheptze/
#Ижевск #Удмуртия #чепца #татары #удмурты #Археология #бесермяне #камень #памятник