Найти в Дзене
Рюкзачок

Заметки молодого педагога. А так ли нужно домашнее задание, особенно в 1 классе?

Начать хочется с собственного школьного опыта.

Как и все школьники, я не всегда понимала пользу и нужность домашнего задания. Попадалось интересное задание, делать которое было особое удовольствие. А попадалось и такое, которое я вообще не делала (очень редко, но было). Помогать в выполнении заданий мне прекратили еще с конца первого класса, просто некому было и некогда. Да и обращалась я за помощью потом совсем уж редко. С детства было простое понимание (не без помощи родителей), что и учеба, и выполнение домашнего задания - это моя ответственность.

Многие мои одноклассники в старшей школе не стеснялись не делать задания, в конечном итоге на каждом уроке на нас просто писали докладные. Единственный вопрос, который всех интересовал: "А зачем нам это ваше домашнее задание?"

"А зачем нам это ваше домашнее задание?"
"А зачем нам это ваше домашнее задание?"

Получая образование по профессии, я поняла, что домашнее задание - это часть самообразования. То, как подготовишься, зависит только от тебя, а также можно самостоятельно решить, нужно ли тебе искать дополнительную информацию - или же и так все понятно.

В школе мне достался очень трудный класс. Большинство детей сейчас приходят в классы (по крайней мере, в нашей школе) уже знающие буквы и умеющие читать хотя бы по слогам. Кто ходил на подготовительные курсы в школе, кто в центрах, с кем самостоятельно дома занимались. Ко мне пришло 26 человек (самый маленький класс в начальной школе), из них двое были с ОВЗ, один с ЗПР вида 7.2. Остальные, такое чувство, буквы в первый раз увидели. Читать умели только 3 человека...

А потом я поговорила с коллегами по параллели. И выяснилось, что повезло так только мне. И пользуясь советами наставника, коллег, родителей, методом проб и ошибок, у нас началась тяжелая борьба. Именно борьба. Задавала много писать, читать, считать. В конце полугодия читали, хотя бы по буквам и слогам практически все, за исключением ребенка с ЗПР и двоих детей с ОВЗ (нарушение речи). И при этом все научились писать, переводить печатную буквы в письменные, знали состав чисел первого десятка, складывали в пределах 10. Даже ребенок с ЗПР. Вот с кем мы проделали колоссальную работу за год, так это с ним. Домашние задания очень помогали. Да, задавала много.

Были вопросы: "Почему так много?", "В первом классе нет домашнего задания!", "Зачем нам задания на каникулы?!".

А я вот что отвечу: "ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО! С ПЕРВОГО КЛАССА! С САМЫХ ПЕРВЫХ ДНЕЙ ПОСЛЕ АДАПТАЦИИ!" А на каникулах некоторым очень полезно заниматься.

Знаете, в "наших пединститутах" не учат, сколько и какие задания мы должны задавать на дом. Все это я узнала только в школе: о нормах, о содержании, об объеме, о документах, которые это регламентируют.

К чему это я все веду...

В этом году, а я сейчас веду уже свой второй класс, ко мне перевелась девочка из другой школы. На первой же неделе у меня волосы встали дыбом. Ученица едва читала по слогам, писала как курица лапой - ничего не разобрать, считать не могла, оформлять тетради и задания не умела, под диктовку даже простые слова не могла написать без ошибок, путала буквы, ни одного правила (базовые правила русского языка, которые изучаются в 1 классе) - и те не знала. А ведь мы с классом ушли далеко вперед. Уже проходим подлежащее и сказуемое, первые представления о словосочетаниях, составные задачи, обратные задачи - и много другого, что базируется на знаниях 1 класса.

Я сразу же связалась с мамой девочки, попросила пояснить, в чем дело. В общем тут и открылось все. Оказывается, в классе, где они учились до этого, родители возмутились, что в первом классе не должно быть домашнего задания, что учитель не имеет права его задавать. На аргументы учительницы никто не отреагировал. Пришлось учителю не задавать домашнего задания. Дети не закрепляли изученного в школе, радуясь свободному времени.

В то время, как мои ребята корпели и обливались потом, выписывая корявенькие буквы, учились писать и читать целыми словами, до вечера читали, вникали в смысл прочитанного, заучивали правила по русскому языку (я как-то раз спрашивала по списку всех, пока весь класс не запомнил и не понял правило о парных по звонкости-глухости согласных звуках и способе их проверки), учились решать задачи, заучивали состав чисел от 1 до 20, расстраивались, что у них что-то не получается, или же они чего-то не понимают - у этой девочки была спокойная и беззаботная жизнь. Никакие правила, разумеется, не учились, строчки не прописывались, странички в Азубке и литературном чтении не читались и стихи не учились, задачки и примеры не решались.

Почти все ребята из класса могут самостоятельно выполнить домашнее задание
Почти все ребята из класса могут самостоятельно выполнить домашнее задание

Теперь практически все ребята из моего класса могут самостоятельно выполнить домашнее задание, пусть с ошибками, но они же учатся. И на каникулы они отправились без домашнего задания, кроме наказа читать вслух, так как техника чтения у части ребят оставляет желать лучшего.

А эта девочка с мамой вынуждена срочно догонять программу первого класса, лить слезы (потому что непривычная нагрузка, усталость, постоянные тройки, а то и двойки, слишком быстрый темп обучения для нее), догонять программу второго класса, которая у других ребят уже от зубов отскакивает.

Мой класс где-то на средненьком уровне среди параллели, едва-едва до него дотягивает. И в этом большая заслуга, что они трудились в поте лица весь первый класс.

Нужно ли домашнее задание в 1 классе? Обязательно! В других классах? Безусловно! Оно учит детей самостоятельности, дисциплине, а при доступности Интернета - можно находить и кое-что очень интересное и полезное для себя за рамками домашнего задания. А самая важная функция домашнего задания - закрепить изученное на уроке, подготовить почву для новых знаний, развивать свой мозг и свое тело.

Спасибо, что прочитали эту статью. Вполне возможно, могла что-то и упустить. Это сугубо мое личное мнение и я буду рада, если вы выскажете и свое с аргументами и примерами.