Найти тему
СберБизнес

Заводы стоят! Как на месте предприятий появляются арт-пространства

Идея открывать творческие пространства на месте предприятий активно пробирается в регионы. Одно из самых распространённых мест для перестройки — бывшие ликёро-водочные заводы. Редакция «Своего дела» начинают серию материалов о таких проектах. Первым о том, что может получить даже состоявшийся предприниматель благодаря такому пространству, рассказывает воронежский ресторатор Олег Елютин

Пространство «Винзавод» открылось на территории обанкротившегося воронежского ликёро-водочного завода 1 сентября 2018 года. Проект запустила местная ресторанная группа Restorator Projects (владеет известными в Воронеже кафе «Совок», рестораном с караоке «Мегобари» и пиццерией «Гравитация»).

«Нам интересно развивать разные направления — для большего охвата аудитории. В частности, нам близок стрит-фуд — у нас есть несколько пиццерий и сервис доставки пиццы и роллов, — рассказал директор, собственник проекта „Винзавод“ и Restorator Рrojects Олег Елютин. — В какой-то момент мы поняли, что в Воронеже нет молодёжного открытого пространства и решили занять эту нишу. Аналогов „Винзаводу“ в городе нет».

-2

Источник: Instagram

Завод был построен в 1900 году. Семь лет назад, после банкротства, площадь предприятия начали сдавать в аренду. По словам Елютина, некоторые здания — памятники архитектуры. «Корпуса были построены ещё до революции, а огромная труба заводской котельной — местная достопримечательность», — рассказывает он.

Идея арт-пространства заключается в том, что посетители приходят туда прежде всего ради хорошего времяпрепровождения, а не за покупками. Обычно вход на такие площадки свободный. Выручка операторов таких пространств складывается из доходов от аренды или субаренды. Первым творческим пространством России стал творческий кластер Artplay, открывшийся в 2005 году в здании бывшей столичной ткацкой фабрики «Красная Роза». Позже в Москве появились «Винзавод», «Флакон», «Кристалл», а в Петербурге — «Этажи», «Новая Голландия» и «Голицын Лофт». В феврале 2019 года на территории трамвайного депо открылся фуд-молл «Депо. Москва».

«Винзавод» работает не на всей территории фабрики. Пространство занимает открытую зону и большое помещение общей площадью около трёх тысяч кв. м. В других зданиях бывшей фабрики располагаются областной Департамент архитектуры и градостроительства, ресторан и салон красоты.

Сначала на «Винзаводе» открыли зону стрит-фуда с 10 заведениями и построили сцену для мероприятий. Сейчас там проходят кинопоказы, фестивали гастрономии и аниме и многое другое. По словам Олега, в этом году зона под открытым небом работала с мая по октябрь, средняя посещаемость составляла примерно 1000 человек в сутки (население Воронежа — 1 054 000 человек). С приходом осенних холодов все мероприятия проводят в помещении, а зимой на крыше бывшего винзавода организаторы заливают большой каток.

Начните бизнес вместе со Сбербанком и получите расчётный счёт с бесплатным обслуживанием! Множество полезных сервисов для вашего дела — в подарок!

Территория завода находится в частной собственности, предприниматель её арендует. По его словам, стоимость аренды — «средняя по городу». «Когда мы въезжали, пришлось очень много денег вложить в ремонт, поэтому для нас аренда —со скидкой на ближайшие пять лет», — говорит Елютин.

По данным портала ЦИАН, средняя цена аренды нежилого помещения в центральном районе Воронежа (там же находится «Винзавод») — тысяча рублей за кв. м в месяц. С учётом площади три тысячи кв. м, а также при условии, что вся площадь «Винзавода» сдаётся в аренду, выручка от субаренды может достигать трёх миллионов рублей в месяц.

Сейчас команда «Винзавода» активно развивает аккаунты арт-пространства в соцсетях, делая упор на «Вконтакте» и Инстаграм, где набралось уже более 20 тысяч подписчиков. «Пока выручка „Винзавода“ не покрывает затрат на его содержание», — признаётся Елютин. Называть точные или предполагаемые цифры он отказался.