Базовый лагерь альпинистов, высота 3700 метров на семейном микроавтобусе, первые неприятности с машиной и увлекательное общение с местными жителями.
С озера Тулпар-Кёль нам откровенно не хотелось уезжать. Но пастухи, с которыми общались накануне, рассказали, что это буквально последние летние деньки, а через неделю здесь, скорее всего, уже будет лежать снег. Так как мы запланировали подняться на поляну, где в 2015 году стояли на Дефендере и откуда открывается нереальный вид на горы, то пришлось всё-таки отправляться в путь — лето нас ждать не будет.
В деревне спросили у двух мужиков, разгружавших прицеп с сеном, про то, где тут можно набрать воды и выкинуть мусор.
— Воду бери из реки! Мы все здесь речную воду пьём, живём до ста лет, а в семьдесят детей делаем! (на этой фразе оба начали смеяться)
Набранная в канистру речная вода оказалась непрозрачной (с какими-то примесями, может быть, известняк) и в ней было полно травинок.
— Так, а мусор?
— Мусор? Да брось где-нибудь за посёлком, на трассе!
В общем, тот случай, когда оба ответа абсолютно верные, но не несут в себе никакой полезной для тебя информации. Ладно, воды у нас пока достаточно, топлива тоже много, обойдёмся без заправки. Ну а мусор покатаем с собой.
Потом начался довольно крутой подъём с большими камнями. Пока я бегал "на разведку", сзади подпёр "Патриот", владелец которого вежливо поинтересовался, какие у нас планы на остаток дня, так как объехать не было возможности. Как мог сдвинулся в сторону, чтобы его пропустить, а сам начал думать, как быть и что делать дальше.
С одной стороны — осталась прямо-таки ерунда. Преодолеть подъём, за которым начинается довольно хорошая дорога по "плато" с нереальным видом на "семитысячники":
С другой — судя по тому, как мы проехали ровный участок, я понимаю, что эта дорога просто-напросто действительно не для нашего автомобиля. Конечно, обидно проехать 4000 километров и не доехать ровно 500 метров до обзорной поляны. Но Бусе было реально тяжело, а у нас как-никак всё путешествие ещё впереди, можно сказать, мы только начали. И подходить к этому вопросу с позиции "доедем любой ценой, а там видно будет", наверное, всё-таки не стоит.
Накануне мы с женой смотрели фильм, где главный герой произнёс следующую фразу: искусство путешествовать заключается в умении менять свои планы. Что же, если у нас не получается сейчас до туда доехать, то, может быть, нам и делать пока что там нечего?
К тому же, погода окончательно испортилась: в горах ничего не видно из-за снега, на улице похолодало, да и ветер такой, что даже крышу кемперочка не поднимешь. Значит, нам надо развернуться и встать лагерем пониже, а там видно будет.
— Может, борщика? — спросила жена.
— Вот это прям дельная мысль!
Про колесо ей пока что не стал рассказывать. Спустились чуть ниже по дороге, я нашёл крохотную полянку, на которой можно было встать на обед, оббегал местность в поисках траектории, так как там нужно было реально лавировать между камнями, и включил заднюю передачу.
Последние метры. Паркуюсь очень медленно, постоянно выходя из машины. Вдруг она почему-то перестаёт ехать. То есть уклон такой, что должна двигаться задом на холостых (и двигалась до этого), а тут вдруг остановилась. Выхожу — сзади ничего нет. Заглядываю под днище — ровная поляна. Снова сажусь за руль, включаю "R", и тут меня что-то дёрнуло обойти машину вокруг.
К счастью, на этот раз обошлось. В очередной раз пришло понимание, что чем больше "ходишь ногами", тем потом оказывается проще. Иными словами: "тише едешь — дальше будешь". Сын убежал собирать камушки, жена разогревала обед, а я отправился думать, как быть дальше.
В путешествиях никогда ничего не бывает просто так. Несколькими записями ранее я рассказывал о том, как кассирша в супермаркете в городе Ош ошибочно пробила нам два тюбика суперклея и предложила сделать возврат, а я сказал, что не надо. В общем, из "ремкомплекта" у нас был только набор жгутов и этот китайский зелёный тюбик. Жгутами боковые порезы не "лечат", значит, и выбирать особо не приходится.
Пастух, как бы так сказать, неопределённого возраста. "От 30 до 50 лет" — вынесла потом вердикт супруга. В горах и степи мы часто встречали людей, определить возраст которых не представлялось возможным. По-русски он совершенно не говорил, знал только отдельные слова, но, разумеется, это не помешало нам общаться. И его "четыР сына", один из которых был девочкой, но это уже детали. Долго рассматривали машину, попросили их сфотографировать.
— Возьми себе. Подарок. Два мне не нужен. Молоком пои. Большой будет.
О_о
Юля с её маниакальным желанием "всех спасать" тут же начала рассказывать, что у неё как раз есть свободная коробка для милого пёсика, но я что-то не смог придумать, что мы будем делать с ним дальше и как он вообще поместится в микроавтобусе когда вырастет, так что пришлось вежливо отказаться.
Сказать, что человек обрадовался — это ничего не сказать! Звал нас на чай в юрту, но пока погода была хорошей, надо было этим пользоваться. И мы вновь отправились в сторону Пика Ленина.
P.S. На заклеенном китайской химией колесе в итоге вернулись домой в Москву через два месяца.
Продолжение следует!