Были проведены исследования в отношении педагогов к различным аспектам инновационной практики в зависимости от уровня образования, квалификации, опыта, типа учебного заведения и образовательных программ.
Благодаря исследованиям, выявился широкий спектр неоднозначности отношения к инновациям в зависимости от перечисленных факторов (Собкин)
Ученые утвердили методику личностного родства к инновациям в кросс-культурном аспекте, опираясь на исследования в области кросс-культурной психологии и смежных предметов. Были полученны данные, указывающие на то, что основные ценности культуры это влияние на экономическое развитие, здоровье населения, ожидаемую продолжительность жизни, ощущение благополучия и счастья, изобретательность и новаторские взгляды на личность.
Были изучены сферы, определяющие готовность к инновациям, такие как когнитивная, мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная, волевая, сфера самоконтроля, с практической точки зрения, экзистенциальная.
В следствии чего стало показано, что инновационный характер (как обобщенный, так и конкретный) может быть связан с личными качествами человека.
Классифицируется несколько социально-экономических типов личности, в зависимости от инсталляции - "активный", "реформаторы", "пассивные реформаторы", "неэффективные", "ожидающие", "слепые" и др
Эти типы достаточно мобильны и их соотношение в коллективах может меняться. Очень быстро было исследовано отношение к инновациям в трудовом коллективе на эти темы. В следствие было показано, что инновации являются чаще эффективнее, если они инициированы "снизу". Конкретное отношение работников к инновациям традиционно состоит из трех компонентов - информативным, эмоциональным и поведенческим.
Выделено несколько типов отношений между работниками в отношении инновации: активные-положительные, пассивно-положительные, нейтральные, пассивно-отрицательные, пассивно-отрицательные, активные-отрицательные (Н.А. Ильина).
По классификации, касающейся нововведений, главой может быть реконструктор демонстранта, консерватора, новатора. Положение администратора во многих случаяхопределяет направленность, уровень и характер инноваций в сфере образования. Таким образом, спектр научных взглядов на различные характеристики личности и влияние на отношение к инновациям достаточно велико. Вопрос выбора оснований для принятия решения для классификации психотипов лиц, формирующих субъекты инновационной деятельности, остается открытым: в психологии существует набор различных типологий.
Типологические исследования можно разделить на два основных направления, которые в конечном итоге будут неразрывно связаны между собой:один из них направлен на создание типологии (на той или иной априорной основе), а другой - на создание типологии. При теоретико-феноменологической идентификации и обобщении типов, существующих в реальности. (К.А. Абулханов-Славская)
Ключевыми проблемами в каждом случае являются продвижение и описание классификации. Не менее важно доказать выбор знака (или знаков) для целей классификации.
Прогнозирование отношения к инновациям по различным психотипам внутри организации существующая типология.
Психологические характеристики участников коллективных субъектов инновационной потребности, которые должны учитываться при помещении персонала на соответствующие этапы и реализация инноваций. Коллективными предметами инновационной деятельности являются педагогический коллектив, или инновационные команды.
Социальные психологи делят людей по отношению к инновациям на следующие типы: инноваторы, энтузиасты, рационализаторы, нейтральные лица, скептики, консерваторы, реакционеры.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, чтов сознании консерваторов, реакционеров и скептиков существуют так называемые психологические барьеры, а у нейтральных лиц можно наблюдать преградные состояния.
Психологический барьер - это совокупность действий, ожиданий и эмоциональных переживаний работника, имеющего скрытые или негативные социально-психологические состояния, вызванные инновациями.
В манифестационных формах психологические барьеры можно разделить на пассивные, активные и экстремальные (откровенный саботаж). Психологическим барьером является развивающееся образование как таковое.
Параметры (характер и формы сопротивления) изменяются на разных стадиях инновационной деятельности, завися от типа организации образования. Они различаются при разных категориях образования работников, в зависимости от квалификации, возраста и т.д. Чаще всего барьер является самым высоким в этап внедрения инноваций.
Наличие психологических барьеров, подтверждает необходимость изучения психологической предрасположенности к инновациям и специфики их проявления.
Экстраверт или интроверт, можно определить между ними разницу следующим образом.
Экстраверт является инициатором, вдохновителем и организатором.
Экстраверты, касаются окружающей среды, общественно конструктивны, активны, остро нуждаются в достижении поставленной цели. Если экстраверт критикуется за недостаточную активность, становится агрессивным, злым, чувствует себя непонятным. Критику за чрезмерную активность он воспринимает скорее как комплимент.
Интроверты склонны избегать неприятностей и неудач.
Если экстраверт постоянно недовольный тем, что он не сделал ничего, что можно было бы сделать, то для интроверта оскорбительно, если он переусердствует. Любое небрежное замечание, что он переусердствовал, может только навредить.
Такие характеристики позволяют сделать вывод, что интроверт может быть продуктивным на стадии развития инноваций, а экстраверт - на стадии реализации.
Интроверт в "Интроверте" инновационный курс способен закрепить слабые и рутинные позиции - он завершает дело, начатое другими, даже если он не проявил энтузиазма в самом начале. Он скромнее и тише, меньше верит в уместность и важность того, что он делает, он более самокритичен (Эглит)
Обращается внимание на то, что отношение психологов к соционике неоднозначно. Широкое распространение соционики как научного направления подтверждается тем, что за последние годы, идеи и методы соционики используются в сотнях тезисах во все секции гуманитарных наук и в ряд технических наук.
Соционика теперь - преподается более чем в 150 университетах. Кроме того, на практике в любых коллективных и малых группах, люди замечают, что существуют качества, на которых коллеги дополняют друг друга; также существуют качества, различие которых приводит к противоречиям или конфликтам.
В современном мире, маленькие мировые группы правят судьбой человечества, поэтому важно найти способ к взаимопониманию между людьми в малых группах и между ними, особенно при создании инновации (Рейнин)