Найти в Дзене
Андрей Ващенко

О совещаниях. Как я готовил мастер-класс в компании Крок.

Год назад я проводил мастер-класс в Компании Крок (в корпоративном университете). Тема была достаточно нестандартная: "Результативное Полезное совещание".

Компания Крок, ну очень продвинутая компания. У них все молодые, амбициозные, активные (особенно HR-специалисты).
Всё они видели, всё они знают. Ничем их не удивишь. Ну и, конечно, учебная программа уже сформирована и свободных мест нет.
Что бы получить возможность прочитать дополнение к программе деловые коммуникации и влезть в учебный план, пришлось импровизировать и сделать то, что не делал ранее. Создать новый учебный материал, и вот за этот опыт, отдельное спасибо руководству университета.

Рассказ не о самом занятии, а о теме совещаний и о подготовке к мастер-классу.

Я как руководитель с 20-летним стажем, провел на совещаниях значительную часть рабочего времени. Сами совещания организовывали чаще всего другие, более вышестоящие руководители, то изменить их порядок и правила я не стремился.
Благодаря Корпоративному Университету Крок, мне пришлось переосмыслить проведенное на совещаниях время, и задуматься о том, какую пользу приносят совещания. А самое главное - какую пользу может из них извлечь "подневольный" участник.

Я поставил себе цель рассказать о том, как сотруднику хорошо и с удовольствием ходить на любые совещания. Как извлечь из них максимальную пользу, не отвечая на совещании на электронную почту и не рисуя бессмысленные картинки на бумаге во время доклада других участников совещания.

У меня было несколько целей на мастер-классе:
1. Удивить
2. Заинтересовать
3. Дать альтернативный взгляд на картину совещания
4. Указать на новые не используемые возможности во время совещания
5. Доказать, что сотрудник проводящий на совещании время может извлечь пользу о которой раньше даже и не догадывался.
Были и другие цели, но о них в другой раз.

Как достигал заявленных эффектов?

1. Удивление:
Я решил говорить с участниками языком кино. Найти фильмы в которых люди много совещаются, или где режиссерам удалось дать ролевые модели для коллективного обсуждения проблемы. Поэтому я собрал в кулак свою эрудицию, напряг гугл. И выяснил, что в кино тему совещаний мягко говоря игнорируют. Пришлось использовать фильм 12 разгневанных мужчин как образец фильма про совещание. Разбавить его комедиями: "Гитлер капут", Бункер, Гараж, Битва за Москву и т.д.

2. Заинтересованность.
Я поставил себе цель кратко рассказать об истории такого вида управления персоналом, как коллективные совещания. Люди психологически легче принимают даже самые тупые правила, если они часть традиции.
Я рассказал историю совещаний:
От сидения у костра во главе с шаманом, боярской царской думы, до современных советов директоров. По-моему получилось недурственно.

3. Альтернативный взгляд.
Я организовал во время мастер-класса небольшую деловую игру и обсуждение. В рамках которой менял людей ролями. Заставлял участников встать на позицию генерального директора, и объяснить, что гендиректору нужно от совещания.
Зачем он всех собирает, чего надеется достичь? Какие усилиями и средствами? Эта простая игра, ломала участникам мозги, как таран.
Мы так редко способны встать на чужую точку зрения. Всегда есть наша позиция, а есть неправильная:)

4. Новые неиспользованные возможности.
Я описал для участников типичное поведение сотрудника на совещании: Закрытость, раздражение, ожидание когда все закончится, борьба за свои интересы, скука, сидение в телефоне и т.д.
А затем рассказал, что, на самом деле, надо делать на совещании. Как от него получить пользу:
- для карьеры
- для саморазвития
- для конкурентной борьбы
- для повышения уверенности в себе
- для помощи другу на совещании

5. Спор о пользе от совещаний.
Под занавес мы активно спорили с участниками по каждой озвученной возможности. Как каждый из них мог бы этим воспользоваться к своей выгоде. Спор вышел таким горячим и не политкорректным (очень уперлись в гендерные различия), что представитель корпоративного университета, молодая красивая девушка, расстроилась и написала на меня жалобу. Очень уж отличаются корпоративные культуры Крока и Газпрома.

К чему весь этот спич?

К тому, что очень многие рутинные ваши в нашей жизни привычные и понятные до оскомины, отнимают у нас энергию и жизненные силы.
Нам кажется что все необходимо срочно сломать и сделать иначе.
Сломать, переделать! и наступит счастье!

А надо всего лишь увидеть происходящее под другим углом! И жизнь заиграет новыми красками, энергия будет быть ключом и заряжать вас жизненной силой.
Важны не физические изменения, а душевные, умственные!
Именно они определяют качество нашей жизни и нашу реальную результативность!