Найти тему
Интересная фантастика

Русское фантастическое кино. Разговор про киноэкранизации.

Здравствуйте, уважаемые читатели. На канале «Интересная фантастика» был всего один обзор про современное отечественное кино, обзор романа С. Лукьяненко «Черновик». Давно хотел опубликовать еще материал на эту тему, но литература «не отпускала». Много книг, много миров, много авторов, о которых хотелось и хочется рассказать посетителям канала. Однако, выделю пару обзоров про отечественный сегмент важнейшего из искусств.

Можно много говорить о том, какое у нас кино – никакое. Что в общем плохо – сценарии, режиссёры, актеры и т.д. и .т.п. Только ленивый этим сейчас не занимается. Мы пойдем другим путем – путем рассмотрения отдельных художественных фильмов по мотивам произведений отечественных фантастов.

«Волкодав из рода Серых псов» (2006г.).

Начну, пожалуй, с экранизации знакового произведения отечественного фэнтэзи, романа Марии Семеновой – «Волкодав». В свое время, этот роман произвел на публику большое впечатление. Одно из первых произведений в жанре славянского фэнтэзи и самое успешное из них.

К большому сожалению, экранизация, по-моему, сугубо субъективному мнению, не удалась. Хотя фильм и окупился в сети, люди на него ходили в кино. Дело даже не в том, что сценарий и сюжет фильма очень сильно расходятся с книгой. Не удалось передать дух книги. Сейчас разъясню свою мысль.

Кто читал первоисточник Семеновой, подтвердит, что динамика и фабула книги на среднем уровне, ничего такого выдающегося. А вот колорит славянскости, тайны, прикосновения к чему-то, с одной стороны затрагивающему душу современного славянина, а с другой далекого и непостижимого уже полностью, делает роман классным. Может это и не самое гениальное фэнтэзи, но, определенно, знаковое и своеобразное.

Воспроизвести такое на экране очень и очень сложно. Под силу только выдающимся мастерам киноискусства. Отсюда и сложность экранизации такой книги. Да, я понимаю, все проблемы отечественного кинематографа, с времени выхода фильма «Волкодав из рода Серых Псов», они остались те же. Тем не менее, основная проблема, этого фильма, на мой взгляд, невозможность передать изюминку "Волкодава" на экран. Притягательность Волкодава Семеновой – славянство (фэнтэзийное славянство конечно). Насколько помню, кино это, достаточно атмосферное, мне например, очень понравился сольвенский Галирад – как он изображен там. Все равно этого недостаточно. Возможно, надо было снять многосерийный фильм с большим бюджетом (насколько возможно для такого формата большим). В фильме больше показывать лесных веннов. Делать красочные картины славянского быта, с музыкальным рядом. Группа «Калинов мост» подошла бы. Или народные песни, например сибирские протяжные деревенские. Тогда можно было вытянуть.

кадры фильма, это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс.картинки
кадры фильма, это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс.картинки

Кстати, был еще и сериал "Молодой Волкодав", он не так известен как фильм и довольно неплох.

Подобный пример, Фильм "Черновик", экранизация одноимённого романа Сергея Лукьяненко. Сняли вроде не сильно отступая от сюжета книги, в сценарии есть отсебятина, но не так много. Есть и причуды, вроде тетки с молотом, но тоже немного. А не получилось. Потому что главной фишкой книжного «Черновика», является стиль Сергея Лукъяненко, все эти вкусные описания обычных вещей, обычного быта, улиц, домов и пр. Ну как это передать в кино?! Так же и с Волкодавом.

Ночной дозор (2004 г.).

Кто только не ругал это фильм. Ругали все. Кроме меня. Мне реально фильм понравился в свое время. Пересматривал года полтора назад и тоже не нашел в своей зрительской душе, каких-то негативных эмоций. Может быть, это потому, что я до сих пор не читал книги Лукъяненко про ареал обитания темных и светлых сил в условиях московской агломерации. Может, просто, до сих пор, накладывается впечатление от первого просмотра. Это было необычно. Какие никакие спецэффекты, противостояние светлых и темных, всякая нежить в нашем антураже, с нашими актерами и в нашей городской реальности.

Да, «Ночной дозор» переполнен лишними спецэффектами, замедляют, когда не нужно. Да, много скрытой рекламы. Да, хромает сценарий и возможно, следовало бы не выпускать продолжение этого фильма, а сделать один, более цельный.

Несмотря на все это, кино получилось достаточно смотрибельным, динамичным и зрелищным.

Крепче за баранку, товарищ прапорщик
Крепче за баранку, товарищ прапорщик

Обитаемый остров (2008 г).

Федор Бондарчук, конечно же, взял на себя определённые риски, экранизируя классиков отечественной фантастики. Несмотря на одобрение Борисом Натановичем Стругацким этой киноэкранизации, шквал критики имел место быть. Кому-то не понравились спецэффекты (мол красные танки бегают). Кто-то назвал невнятной игру актеров. Что-то еще не понравилось зрителям.

Но мне глянулся сам фантастический Саракш, мир, специфика, мотивы и помыслы населяющих его людей. Мне кажется, что Бондарчуку он удался (мне лично и игра Федора понравилась, убедительный его прокурор вышел). Я не сторонник аналогий фантастики с реалом, особенно в целях навешивания ярлыков. Но за просмотром фильма, невольно сравнения Саракша и современной действительности упорно лезли в голову. И не только в связи с нашей страной и другими республиками постсоветского пространства, по поводу всей человеческой цивилизации начала 21 века.

Подожди, дожди, дожди, я оставил любовь позади, И теперь у меня впереди дожди, дожди, дожди, дожди, дожди, дожди (из песни г-на Корнелюка)
Подожди, дожди, дожди, я оставил любовь позади, И теперь у меня впереди дожди, дожди, дожди, дожди, дожди, дожди (из песни г-на Корнелюка)

Время подводить итоги моего небольшого сугубо обывательского и непрофессионального критического обзора. Не хочу говорить о недостатках нашего кино, об этом много говорят и пишут более компетентные люди. Мне же хочется отметить вот что - все мы считаем эталоном голливудские блокбастеры, все их смотрим, даже самые завзятые сетевые патриоты – антиамериканисты. Да – там профессиональные постановки, сценаристы умею держать динамику и накал, драки там, боевка. Спецэффекты и все такое. Это так и наши уступают тут. Но, все-таки, удалось или не очень отечественным киношникам экранизировать фантастику, эта фантастика нешаблонная, не однобокая. Массовому зрителю принять тяжеловато, не хватает экшена.

Впрочем, российские кинематографисты чуть позже учли данную особенность. Следующий крупный проект кинофантастики снимал тот же Бондарчук-младший. Его «Притяжение» панировалось как предельно американизированный продукт. Лучше бы не планировалось, совсем. Сказать по поводу этого фильма мне совсем нечего.

Всего доброго.

P. S. На всякий случай, девиз этого обзора, С - Субъективизм.

Подобные материалы на канале: Черновик" Сергея Лукьяненко и его экранизация