Тяжелый советский танк ИС с 122-мм орудием Д-25, также известный как ИС-2, принятый на вооружение в октябре 1943 года, заметно превосходил предыдущий вариант танка ИС с 85-мм пушкой. ИС-2 мог вполне уверенно поражать любой немецкий танк в лобовую проекцию. Однако, по сравнению с ИС-1, броня ИС-2 не претерпела изменений, что делало его уязвимым даже огня 75-мм противотанковой немецкой пушки Pak 40. Исходя из этого, Главное бронетанковое управление Красной армии, в ноябре 1943 года дало задание на разработку нового тяжелого танка, который должен был заменить танк ИС-2. Одним из таких проектов являлся танк ИС-2Ш (ИС-2М или ИС-М).
Об этом проекте сегодня и поговорим.
21 марта 1944 года окончательно сформировались тактико-технические требования, включающие в себя создание 55-56-тонной машины с бронированием, надежно защищавшей от танков «Тигр» и «Пантера», а также от истребителя танков «Фердинанд». Среди прочих требований было: установка 122- мм пушки, использование 1000-сильного дизельного двигателя и оснащение танка электрической, либо механической шестиступенчатой трансмиссией.
Следуя заданным характеристикам, инженерной группой завода №100 под руководством конструктора Н. Ф. Шашмурина, был разработан проект танка ИС-2Ш. Использование компоновки с задним расположением боевого отделения (башни) было явно взято с немецкого тяжелого истребителя танков «Фердинанд». Расположение башни в кормовой части корпуса позволяло орудию не сильно выступать за пределы корпуса, что защищало ствол от повреждений об грунт или другие объекты перед танком. Лоб корпуса состоял из расположенных под углом броневых листов толщиной 120-130 мм. Верхняя лобовая деталь имела округлые скосы, плавно переходящие в борта надгусеничной полки. Башня, отдаленно напоминавшая башню ИС-2, имела более приземистую форму, люк на крыше для демонтажа орудия, а также невысокую командирскую башенку с люком-лазом. Бронирование башни должно было достигать 250 мм в лобовой части. Не смотря на переднее расположение двигателя, трансмиссия находилась в кормой части танка. Экипаж танка должен был состоять из 4-х человек. Командир, наводчик и заряжающий располагались в башне, а механик-водитель - в отделении управления. Ходовая часть состояла из шести (на борт) опорных катков большого диаметра без поддерживающих роликов.
Летом 1944 года, в связи с началом проектирования более совершенного тяжелого танка ИС-6, работы по ИС-2 Шашмурина были прекращены. Однако многие технические решения спроектированные для ИС-2Ш были использованы при создании ИС-6, а также при модернизации серийного ИС-2.
Понравилась статья? Тогда подписывайся, ставь лайк и пиши комментарии. Ваша активность - лучшая благодарность автору. Также это ускоряет выход новых статей. Спасибо за внимание!