Много, вот уже много лет, терзает меня вопрос — а почему Катерина Львовна, решительная, сильная, утопила не мучителя своего Сергея, змея-искусителя, поманившего любовью да жизнь разрушившего, а Сонетку? Невинную, в общем-то (перед Катериной) и пустую девку, которой по глупости удовольствие одно и было, другого потерзать, потому как коль у самой ни уму, ни таланту, то чем еще душеньку потешить?
Если кто не понял, я о главной героине лесковской повести «Леди Макбет Мценского уезда». Не той, жеманной, в исполнении Натальи Андрейченко, а именно лесковской — мрачной, темной, что все на карту поставила и терять ей нечего.
Признаюсь, искренне восхищаюсь эти образом, гениально выписанным нелюбимым, вроде, мною, писателем. Нелюбимым за то, что силу своего таланта он порою разбазаривал на странные рассказы. Очень не нравятся его «библейские» произведения, а вот такие вещи как «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Обойденные», или «Соборяне», они чудесны.
Чудесны очень точной передачей не только быта, но и чувств героев… Как зеркало эпохи и зеркало восприятия, как наглядное пособие о стереотипах, вбитых в наши головы — так вообще, гениальны.
Для тех, кто не читал, вольный пересказ повести звучит примерно так: жила была молодая купчиха, да попалась она в ручки недобру молодцу. Любовью манил, говорил, как видит ее дамой настоящей — купчихой богатою как они вместе в таком случае заживут славно… Отравила Молодая купчиха свекра своего, об амурах прознавшего, мужа вместе с недобрым молодцем извела, а вот на третьей жертве попалась. И когда ее с полюбовником в каторгу гнали, изменять ей полюбовник стал, а она соперницу-то и порешила (но и сама не выжила).
До сих пор помню, как на внеклассном, вроде бы, чтении, учительница литературы долго и старательно внушала нам мысль о том, что все герои «Леди Макбет Мценского уезда» — жертвы Катерины Львовны. Молодой да нищей, взятой за красоту в жену купцу на многие годы старше, не испытывающей за это к нему благодарности, преступившей заповеди Божьи и человечьи, втянувшей в темные свои дела несчастного Сергея… Погубившей что свекра, что мужа, что несчастного ребенка и даже в последние свои минуты думавшей о том как зло сделать — Сонетку утопить…
И прослеживалась в этом ее желании еще желание убедить: женщина виновата всегда независимо от обстоятельств и действий тех, кто ее к этим действиям подталкивает. Помните, как там, в Библии, Адам оправдывается за съеденное яблоко
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел
С давних времен женщина приучена нести ответственность за свои поступки и за поступки окружающих. Ей внушили мысль, что она — источник зла. И потому именно женщину она всегда винит, коль происходит в ее жизни что-то не то. Именно из этой ее убежденности — что во всем происходящем виновата только она (мужчины любят валить на давление общества и обстоятельства), в женской среде родилось убеждение — тот же мужчина, он как телок, его поманит другая юбка, и он побежит, а если не поманит, то, авось, и верен будет, и любить будет…
И Катерина, принимая как неизбежное наказание за преступления, продолжает верить в то что не будь Сонетки — то осталась бы хот я любовь. И мстит той за разрушенную свою мечту, за «украденную» любовь (призрачную), за мираж счастья, которого и не было…
Сколько еще таких женщин, причем не только в России, но и по всему миру, до сих пор…