Роботы постепенно внедряются в наше общество, и число служебных роботов в 2008 году уже превысило число промышленных. Роботы постепенно начинают процесс бесшовной интеграции в повседневную жизнь как дома, так и в школе. Это влияние социальной робототехники особенно важно для детей и подростков, где роботы могут быть использованы для их развития и интеллектуального роста. Стоит понимать потенциал роботов как эффективных дополнений к обучению. Роботы могут стать развлекательной платформой для изучения компьютеров, электроники, машиностроения и языков.
Доказано, что ученики начальных классов лучше сдавали экзамены после обучения и проявляли больший интерес к изучению языка с помощью робота по сравнению с аудиозаписями и книгами. Учебные роботы - это подмножество образовательных технологий, которые используются для облегчения обучения и повышения успеваемости учащихся. Роботы обеспечивают воплощение и возможность добавить социальное взаимодействие к контексту обучения и, следовательно, продвижение по пути обучения исключительно с помощью программного обеспечения. На сегодня остается несколько открытых вопросов и нерешенных проблем в области роботов в образовании, которые предстоит решить в настоящее время.
Влияние роботов на совместное обучение и роль учителя
В педагогике установлено, что совместное обучение приносит больше пользы, чем индивидуальное обучение. Но необходимо понимать роль учителя в использовании роботов в образовании. Одним из основных недостатков в этой области является отсутствие четко определенной учебной программы и учебных материалов для учителей. Усилия должны быть направлены не только на разработку роботизированного оборудования и программного обеспечения для образования, но и на разработку учебных материалов и соответствующих учебных программ, а также на повышение роли учителя. Теоретически роль учителя напрямую связана с той ролью, которую робот играет в учебной деятельности. Если робот выступает в качестве основного координатора учебной деятельности, учитель выступает в роли фасилитатора. Если робот берет на себя пассивную роль, то ответственность за передачу базовых знаний лежит на учителе (например, использование робота для обучения языку).
В таких ситуациях крайне важно обеспечить подготовку преподавательского состава по вопросам робототехники и проведения учебных программ по робототехнике. Заглядывая в будущее, ясно, что для полной интеграции роботов в наши школы необходимо проделать определенную работу и заручиться поддержкой учителей. В ходе опроса учителя критиковали роботов в школах больше, чем родители и учащиеся. Учителя должны быть уверены, что цель заключается не в том, чтобы заменить их роботами, а в том, чтобы снабдить их учебным пособием, помощью, которая могла бы дополнить опыт обучения и мотивацию учащихся.
Адаптация роботизированного поведения и учебных программ к учащимся
Важным аспектом, который следует учитывать при проведении исследований, касающихся образовательных роботов, является характер учащихся, и, как правило, на них не так уж много работы. Это может включать различные характеристики учащегося, такие как возраст, пол, базовые знания в области робототехники и информатики, а также социальный и культурный профиль. Здесь полезны адаптируемые инструменты, такие как LEGO Mindstorms, поскольку они предназначены для учащихся с различным техническим образованием и предоставляют различные варианты программирования (на основе сценариев или более продвинутых языков, таких как Java/C)
Разработка приемлемого в социальном отношении образовательного робота
Необходимо также усовершенствовать дизайн роботов. Для того чтобы учащиеся имели удовлетворительный опыт работы с роботами, необходимо приложить усилия для улучшения понимания речи роботов и воспроизведения человеческого поведения. Он должен быть доступен для понимания и восприятия учащимся, то есть иметь приемлемый в социальном отношении вид.
Роботы не только основаны на передовых технологиях, но и обеспечивают осязаемое и физическое представление результатов обучения, что является ценным аспектом их использования в образовании. В ближайшем будущем педагоги и эксперты должны прийти к более глубокому пониманию практических аспектов использования роботов в образовании.
При этом, стоит особо выделить, что роботы не смогут полностью заменить человеческих учителей, но могут привнести в учебный процесс дополнительные преимущества в виде стимулирующего, увлекательного и поучительного учебного пособия.