Найти тему
Молодость в сапогах

Американская бронетехника в СССР. Честный разбор без идеологических штампов.

Тема поставок по ленд-лизу уже обсуждалась на нашем канале, как и сам ленд-лиз. Напомню на всякий случай как именовался соответствующий закон -An Act to Promote the Defense of the United States. Действуя в своих интересах, США поддерживали СССР в борьбе с гитлеровской Германией поставками боевой техники, транспорта, материалов и продуктов. Оценки значимости этой помощи выходят за рамки статьи. Автор пытается просто подробно рассказать о типах американской бронетехники и опыте ее применения на советско-германском фронте. Аналогичный материал по авиационным поставкам можно посмотреть тут, по стрелковому оружию тут и по английским поставкам также имеется отдельная публикация. Лендлизовский автотранспорт частично обсуждалась в статье про Студебекер и связанные с ним легенды.

Сразу для примера рассмотрим один документ:

Отчет о боевых действиях танковых частей 1 гв. А

Описывает период с 01.01.1943 по 01.02.1943 г.

На первой же странице видим состав 17 ТК. Бригады численностью от 16 до 29 единиц, но танки только Т-34 и Т-70. Такая тенденция постепенно стала правилом с конца 1943 года. Танковые корпуса армий (особенно танковых) комплектовались материальной частью отечественного производства, а иностранные танки шли в мотоциклетные полки и танковые части в составе мехкорпусов, а также разного рода отдельные подразделения.

Однако, кроме танков из США Красная Армия получила и другие типы бронетехники - бронетранспортеры, САУ, ЗСУ, инженерную технику. Ранее мы публиковали уже на канале обзор "Советские ЗСУ 30-40 годов" в котором показывалось, что единственным вариантом хотя бы легкобронированной ЗСУ, способной сопровождать танковые подразделения на марше, были американские установки на базе полугусеничных бронетранспортеров. Отечественная ЗСУ-37 в боевых действиях участия не принимала, а разного рода опытные образцы в серию так и не пошли.

ЗСУ М15А1. Поставлялась в СССР с 1944 года. Всего около 100 машин попало в Красную Армию.
ЗСУ М15А1. Поставлялась в СССР с 1944 года. Всего около 100 машин попало в Красную Армию.
ЗСУ М17 делалась именно для СССР. Это практически та же М16, но на шасси бронетранспортера М5. 2000 выстрелов в минуту, однако. Установка активно применялась в уличных боях, ведя огонь по верхним этажам зданий. Для управления счетверенной установкой крупнокалиберных пулеметов имелся дополнительный мотор. В Красную Армию поставлено 1000 таких ЗСУ в 1944 году.
ЗСУ М17 делалась именно для СССР. Это практически та же М16, но на шасси бронетранспортера М5. 2000 выстрелов в минуту, однако. Установка активно применялась в уличных боях, ведя огонь по верхним этажам зданий. Для управления счетверенной установкой крупнокалиберных пулеметов имелся дополнительный мотор. В Красную Армию поставлено 1000 таких ЗСУ в 1944 году.

Счетверенные ЗСУ М17 обычно придавали танковым корпусам и мехкорпусам - установки входили в состав ЗенАП (зенитного артиллерийского полка)корпусного подчинения, ЗенАД армий и часто придавались передовым отрядам в качестве средства огневой поддержки.

Собственно, ничего выдающегося в конструкции этих зенитных установок не было. Нет сомнений, что советские конструкторы без проблем создали варианты и лучше, если бы имели под рукой подходящее шасси. А вот с этим было туго. Бронетранспортеры отсутствовали в системе вооружения Красной Армии как класс, хотя попытки их создания делались начиная с 30-х годов и вплоть до появления БТР-40 и БТР-152. (подробней см статью на нашем канале).

Вот и мы начнем обзор с бронетранспортеров М2, М3 и их модификаций, а также еще раз вспомним колесный БТР Scout Car M3А1.

М2 это изначально как раз бронированный тягач, а вот М3 - бронетранспортер, его отличает от М2 задняя дверь кузова для десанта и сидения для него же (у М2 ящики для артиллерийских принадлежностей и боеприпасов). Это наиболее визуально заметное отличие. Разница в длине базы (М2 короче) в глаза особо не бросается.

-4

Выше приведен документ о направлении "руководства службы" по бронетранспортеру М2 для передачи в артиллерийские части Белорусского фронта с целью организации обучения водителей и офицерского состава.

В СССР поставлялся преимущественно не М3, а М5. Это М3 производства фирмы International Harvester Company , а также М9 - М2 производства той же фирмы, причем имелись и их модификации, например М9А1. Машины комплектовались радиостанциями и несколькими пулеметами - как правило один был крупнокалиберный 12.7 мм. М9А1 отличался характерно "надстройкой" над кабиной, где помещалась турельная установка крупнокалиберного пулемета. Все машины имели карбюраторный двигатель.

Бронетранспортеры М9А1 буксируют 100-мм пушки БС-3. Минск, 7 ноября 1945 года
Бронетранспортеры М9А1 буксируют 100-мм пушки БС-3. Минск, 7 ноября 1945 года

В Красной Армии все поставляемые варианты использовались преимущественно как тягачи для различных артиллерийских систем. Относительно небольшое количество бронетранспортёров применялось в составе штабов и как командирские машины. Всего получено 1200 единиц полугусеничных БТР. Именно как бронетранспортер эти машины у нас в войсках практически не применялись. Зато в этой роли отметились полноприводные колесные "Скауты", но преимущественно в составе разведподразделений, где американские БТР всех марок использовались с наибольшим эффектом. Такое решение было вполне оправданным, ведь количество бронетранспортеров было сравнительно небольшим - в СССР доставлено 3034 единицы. Применялся "Скаут" и для буксировки орудий калибра 76мм, но в этом качестве он заметно уступал полугусеничным образцам.

К концу войны для буксировки 76.2-мм орудий в разведбатах стали использовать Студебеккеры, а Скауты перешли в разряд исключительно бронетранспортеров и командирских машин.

В качестве примера привожу документ ЦАМО Разведывательная операция на реку Одер гв. майора Коноплицкого с 22 по 23.1.45 (ОРД 54 тбр) - хотя типы бронетранспортеров не указаны, это могут быть либо Скауты либо М2-М9. О том как ценились БТРы в штабах можно составить представления из другого документа - "Командиру п.п. 23764". См фото ниже.

-6

Полугусеничный бронетранспортер американского производства буксирует противотанковую пушку ЗиС-3. М2 не имел двери в десантном отделении, так что личному составу приходилось прыгать через борт.
Полугусеничный бронетранспортер американского производства буксирует противотанковую пушку ЗиС-3. М2 не имел двери в десантном отделении, так что личному составу приходилось прыгать через борт.

А тут уже БС-3 100 мм.
А тут уже БС-3 100 мм.
М3А1 "Скаут кар" - наиболее позитивно оцениваемый личным составом Красной Армии тип лендлизовской бронетехники, но и он не без недостатков.
М3А1 "Скаут кар" - наиболее позитивно оцениваемый личным составом Красной Армии тип лендлизовской бронетехники, но и он не без недостатков.

В части использования "Скаутов" представляет интерес рассмотрение отчета 209-й самоходной артиллерийской бригады "Обобщенный материал по боевому использованию бронетранспортеров МЗА1"

Из него в частности следует, что бронетранспортеры использовались преимущественно для обеспечения связи и управления отдельными подразделениями бригады, а также для обеспечения взаимодействия с вышестоящим штабом и другими частями в рамках общих операций. Кроме этого БТРы проводили разведку и даже уничтожили из засады разведгруппу противника на двух бронетранспортерах. Огнем крупнокалиберных пулеметом было сбито два самолета противника, пытавшихся атаковать подразделения бригады.

1 Лист отчета. Весь документ доступен по ссылке.
1 Лист отчета. Весь документ доступен по ссылке.

Среди недостатков М3А1 было указано в частности невозможность в боевой обстановке опустить поднятую бронезащиту лобового стекла и плохая проходимость по вязким грунтам. Во всех документах частей, где анализируется применение М3А1 есть указание на слабость конструкции заднего моста (поломки при резком торможении, выход из строя сателлитов и полуосей). Отмечается также уязвимость десанта при обстреле сзади. См например Применение по боевому использованию бронемашин и бронетранспортеров в Отечественной войне 86 омцб 1 тк

Кроме ЗСУ на шасси полугусеничных бронетранспортеров в СССР было поставлено в 1943-1944 году 650 САУ Т48 с 57-мм орудием, которые у нас получили обозначение СУ-57.

Самоходная установка Т48, получившая в СССР обозначение Су-57.
Самоходная установка Т48, получившая в СССР обозначение Су-57.

Эта самоходка не сразу обрела свое место в структуре "БТ и МВ" Красной Армии, опыт (как всегда) стоил потерь. Легкобронированнеы машины с относительно слабым для 1944года орудием легко уничтожались немецкими танками и средствами ПТО, если командиры пытались гнать их в атаку наравне с танками или вовсе без поддержки других подразделений.

Постепенно необходимые выводы были сделаны. Объединённые в самоходно-артиллерийские бригады СУ-57 (в бригаду вводили дополнительно батальон автоматчиков, устанавливали пулеметы на машинах) должны были использоваться главным образом как подвижный противотанковый резерв армии.

Ниже привожу вариант указаний по боевому применению СУ-57 (21-я армия) применительно к структуре самоходной артиллерийской бригады (кроме этого установки данного типа входили в состав разведрот, отдельных мотоциклетных батальонов и мотоциклетных полков)

Указания по боевому применению СУ-57 сабр

Дата создания документа: 17.05.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 1001, Опись: 1, Дело: 47, Лист начала документа в деле: 205
Авторы документа: 21 А, гв. генерал-лейтенант Вольский, генерал-майор Синенко

Лист 4 - перечислены основные параметры СУ-57. Весь документ доступен по ссылке.
Лист 4 - перечислены основные параметры СУ-57. Весь документ доступен по ссылке.

В качестве характерного эпизода боевого применения СУ-57 рассмотрим действия 16-й самоходной артиллерийской бригады по обеспечению фланга 3-й Гв. ТА в районе Иваниска с 26 по 29 августа 1944 года.

Наступающие танки и пехота противника "встречая огонь из засад никакого успеха не имели". Собственные потери матчасти (5 машин) бригада понесла в основном от огня немецкой артиллерии с закрытых позиций, т.к. самоходные установки имели слабое бронирования, а потери личного состава (23 убитыми, 60 раненными) - от огня пехоты, т.к. низкие борта СУ-57 и отсутствие пулеметов делало экипажи весьма уязвимыми для просачивавшихся через наши порядки групп пехотинцев противника.

Полностью документ можно изучить по ссылке - О боевом использовании самоходной бригады СУ-57-И /Из опыта проведенных боевых действий 16 сабр/

Лист отчета с описанием боя.
Лист отчета с описанием боя.

В продолжении темы стоит упомянуть артиллерийский тягач М5, который создавался на базе легких танков "Стюарт" М3, М5 и М5А1.

Для зимних условий машина не очень подходящая. К 1944 году, когда М5 начали поставляться в СССР особой нужды в них не было, а вот в 1942 году такой транспорт очень бы пригодился. Даже с резинометаллическими гусеницами. Кстати, из Т-26 тягач нормальный сделать так и не смогли даже для 76.2-мм систем, он с такой нагрузкой только на параде мог ездить.
Для зимних условий машина не очень подходящая. К 1944 году, когда М5 начали поставляться в СССР особой нужды в них не было, а вот в 1942 году такой транспорт очень бы пригодился. Даже с резинометаллическими гусеницами. Кстати, из Т-26 тягач нормальный сделать так и не смогли даже для 76.2-мм систем, он с такой нагрузкой только на параде мог ездить.

Необходимость в подобных машинах наглядно иллюстрирует следующий документ:

Выводы о боевых действиях танковых бригад

№ документа: АБТ/0300, Дата создания документа: 23.04.1942 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 425, Опись: 0010353, Дело: 0023, Лист начала документа в деле: 229
Авторы документа: АБТВ 57 А, военинженер 1 ранга Кожевников, капитан Стенин.

Стр 3 отчета.
Стр 3 отчета.

В отчете упоминается гужевой транспорт, с помощью которого приходилось в зимних условиях осуществлять снабжение танковых частей из-за невозможности использования существующего автопарка и отсутствия мощных и надежных тягачей.

Конечно, тягач для России должен создаваться в России. Американская техника в наших условиях более-менее справлялась с буксировкой артсистем весом до 8 тонн, но не без проблем. Стандартно в качестве недостатков М5 называются сложности зимней эксплуатации и заправка высокооктановым бензином. В СССР было поставлено относительно немного таких тягачей - порядка 200 штук.

М5 в Восточной Пруссии 1945 год. При буксировки 152 и 122-мм систем  допускалась скорость хода по шоссе до 20км/ч и до 17 км/ч по грунтовым дорогам.
М5 в Восточной Пруссии 1945 год. При буксировки 152 и 122-мм систем допускалась скорость хода по шоссе до 20км/ч и до 17 км/ч по грунтовым дорогам.

Отечественные гусеничные образцы "Ворошиловец", "Коминтерн", СТЗ-5 НАТИ продолжали находиться в строю, но их не хватало, а производство было ограничено с середины войны или свернуто вовсе. Новая техника ( Я-12, Я-13) поступала также в недостаточном количестве. В дело шли "гражданские" модели, но и они не перекрывали потребности Красной Армии в тягачах для артсистем больших калибров.

Так что хотя М5 имел ряд существенных изъянов (недостаточное сцепление гусеницы с полотном пути , большой расход топлива, быстрый износ некоторых деталей), машина эта пригодилась и лишней не была. Буксировать орудия калибра 122 и152 мм он мог со скоростью 17 км/ч по грунтовой дороге и 20 км/ч по шоссе, что заметно выше возможностей отечественных тракторов, мобилизованных на фронт. См например Отчет о работе артиллерийского снабжения 5 гв. ад РГК Дата создания документа: 28.09.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 9622, Опись: 0000001, Дело: 0041_1, Лист начала документа в деле: 148
Авторы документа: 5 гв. ад РГК, гв. подполковник Леонумович.

О танках М3 "Стюарт" и "Генерал Ли", самоходных установках М10 и конечно о "Шерманах" мы расскажем в продолжении статьи, чтобы не делать ее чрезмерно утомительной для читателя.

Спасибо за внимание к каналу.