Наша школа учит чему угодно, но не учит самому главному – быть счастливым человеком (акад. Лихачев).
Эта гениальная мысль академика уже неоднократно цитировалась в статьях на Канале «Воз сена»: «Моей маме нечего беспокоиться», «Чему не учат в школе», «Не ходите, дети, в школу – будете здоровы!» и др.
Казалось бы, мысль академика (мудреца!), доступная каждому здравомыслящему человеку (тем более родителям), должна бы побудить к действию. Но нет.
Учителя (как рецидивисты под конвоем) продолжают готовить детей к труду (плохо готовить!), который является «средством жизни». А ведь «смысл жизни», как известно, заключен в семейной (счастливой) жизни.
Как определить сложившееся положение? Консерватизм? Профанация?
На наш взгляд, это – «преступление перед человечностью»!
……
Новый вклад в «борьбу за счастье» подрастающего поколения сделал протоиерей Дмитрий Смирнов (глава патриаршей комиссии по делам семьи), заявивший в эфире радиостанции «Комсомольской правды» о том, что главным предметом на протяжении всего периода обучения детей в школе должен быть предмет «Основы семейной жизни».
Правильные слова!
В этой связи заметим, что в России много высказывается правильных мыслей в виде желаемых целей, но до реализации они либо не доходят, либо реализуются не тем способом.
Приведем несколько примеров.
Коммунизм, который на уровне цели («от каждого по способностям, каждому по потребностям») гениален по цели, но реализовывался классовым (принудительным) способом и поэтому был обречен. А ведь, исходя из идеи («каждому по потребностям, от каждого по способностям»), он должен был бы реализоваться «потребностно-способностным» (то есть психолого-педагогическим) методом.
В рамках коммунизма была, как помнится, провозглашена вполне здравая задача – воспитание «нового человека». Но метод опять-таки был выбран неадекватный – в форме принуждения (власть, как сила, другого метода не знает), который привел к противоположному результату – деградации населения.
А капитализм, который «вернулся» в Россию (через «заднепроходное отверстие»), только усугубил положение, предоставив тотальную свободу, которой воспользовались, прежде всего, всякого рода деградирующие особы в своих корыстных интересах.
А ведь в России (единственной стране) еще 30 лет назад академик П. В. Симонов предложил новую (мотивационную) концепцию воспитания, сущность которой состоит в развитии способностей человека путем удовлетворения его базовых потребностей педагогическими средствами. Обратите внимание на подчеркнутые слова (удовлетворение потребностей обеспечивает развитие способностей).
Видимо, придется дождаться, когда какой-нибудь «иносранец» воспользуется идеей российского академика (как это у нас случается), а потом бросимся догонять…
Не станем комментировать все интервью протоиерея. В нем есть «заявление», но нет понимания, как это сделать.
Должно быть «батюшка» видит как ежегодно (в течение 10-ти лет), школьникам будут принудительно "вдалбливать" «Семейный кодекс» из «Домостроя».
Эффект от такого «нравоучения» (в форме принудительного запоминания) будет противоположным, как это ужу «було» с коммунистическим воспитанием.
«Батюшке» не ведомо (ведь он, понятное дело, противник психологии, сексологии, валеологии и других наук о человеке), что «ядром» личности человека являются потребности (как форма бессознательного), а отнюдь не знания. Соответственно, он не знает, что о семейной жизни человек может задумываться только в юношеском возрасте, когда в нем актуализируются (становятся доминирующими) социальные потребности в самоопределении.
А до этого он склонен либо играть и творить (согласно доминирующим биологическим потребностям у детей), либо познавать себя – свою уникальность на уровне организма, психики и сексуальности (согласно доминирующим «идеальным», или психическим потребностям у подростков).
Не будем похожими на «батюшку», а предложим сообществу (может, кто-нибудь из ответственных людей откликнется) программу «Основ здоровой и счастливой жизни» (она опубликована во многих книгах для учителей, в том числе, в книге: «Валеология. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей»), причем уже экспериментально проверенную (еще 20 лет назад) и реализованную в виде учебных пособий, написанных (что важно!) с учетом потребностей обучающихся.
Назовем их для любознательных и социально активных граждан.
Начальная школа (1-4 классы): Уроки Мойдодыра; Уроки Айболита; Уроки Знайки (СПб.: Детство-Пресс, 1994 -2006 г.г.)
Подростковая школа (5-8 классы): Твое здоровье: Укрепление организма: Твое здоровье: Регуляция психики (СПб.: Детство-Пресс, 1996-2006 г. г.); Твое здоровье: Формирование сексуальности (СПБ.: Мир и семья, 2000).
Старшая школа (10 класс): Педагогика счастья: Валеология семьи (СПб.: Союз, 2002).
В последней книге, которая является логическим продолжением предыдущих, и заключена программа «Основ семейной жизни» (важно заметить, что эта книга подготовлена в Институте образования взрослых Российской академии образования).
Авторы названных книг – доктор педагогических наук Г. К. Зайцев и доктор медицинских наук А. Г. Зайцев. Заметим, что они подготовили программу и написали книги по «долгу службы», работая в Институте последипломного образования учителей и институте РАО, то есть без какого-либо дополнительного финансирования…
Это к тому, что не надо финансировать всякого рода «нацпроекты» (чтобы создавать очередную «внушилку» заботы о подрастающем поколении и давать возможность чиновникам «поживиться), а надо использовать науку, которой занимаются отраслевые институты, для внедрения в практику. И потребовать от чиновников это обеспечить…
А то у нас наука, практика и чиновничество существуют раздельно друг от друга…