Найти тему

Традиционная дидактика

Оглавление

Современная педагогика из "науки воспитания", превратилась в "науку образования". Категория "образование" двадцатого века расширилась, и претерпела изменения. Дидактика со времен Яна Амоса Коменского понималась, как теория познания.

В советской дидактике, образование понималось, как результат обучения, процесс овладения системой научных знаний и когнитивных навыков. Иными словами, образование выражалось в получении свидетельства об образовании или университетского диплома.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/07/11/12/16/mathematics-1509559_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/07/11/12/16/mathematics-1509559_960_720.jpg

В современных учебниках по педагогике, образование понимается шире:

  • Как процесс и результат обучения и общественная ценность, поскольку общество потратило более восьми тысяч лет на создание современной системы образования;
  • Как ценность личности, поскольку современный человек тратит более пятнадцати лет своей жизни на образование и профессию;
  • Как социальное учреждение с собственной мощной инфраструктурой, экономикой, образовательными программами, органами управления, дидактическими системами и так далее.

Теории образования рассматривают взаимодействие не только ученика и учителя (микро-уровень взаимодействия), но и взаимодействие государства и системы образования, социальных групп учеников, учителей, родителей, школы, общественных организаций, экономического и социального развития общества.

Дидактические теории и проблемы, рассматриваются не только с точки зрения внутренних отношений преподавателя и студента, но, и как дидактическая и, в то же время, социальная среда, открытая для инноваций и вмешательства динамических изменений.

Поэтому, формируя предметные компетенции, одновременно проектируется формирование социальных, коммуникативных и жизненных позиций.

https://unsplash.com/photos/TVSRWmnW8Us
https://unsplash.com/photos/TVSRWmnW8Us

Экологический подход к обучению

В 1970-1980-е годы двадцатого века в СССР, процесс преподавания начал излагаться в учебниках, с точки зрения, подхода к трудовой деятельности.

Процесс обучения состоит из следующих компонентов:

  • Цель и задачи;
  • Содержание;
  • Методы;
  • Средства обучения;
  • Формы и результаты обучения.

С двадцать первого века, в педагогике, активно используется экологический подход к обучению. Функциональная среда определяется, как нечто, где находится субъект, в котором формируется его образ жизни, способ развития и усреднение личности.

Согласно теории социального обучения Альберта Бандуры, поведение человека не является столь последовательным. Согласно теориям Ж. Пиаже и других авторов, считалось, что способности и жизненные установки формируются по мере взросления человека.

Поэтому, как мы привыкли полагать, в действиях людей присуща определенная последовательность. Человеческое поведение, в большей степени, определяется существующей ситуацией и ее интерпретацией человеком, чем стадией его развития, чертами характера или типами личности. Из теории социального обучения А. Бандуры, можно сделать вывод, что образование, является образным, дискретным и может быть осуществлено ситуативно.

В экологическом подходе, важными категориями становятся информация и энергия. Во время урока происходит динамический обмен информацией, знаниями и энергетикой между учителем и учеником. Скорее всего, здесь проявляется основа синергетического подхода в педагогике.

http://liberysad.ru/images/mk-v-polisade.jpg
http://liberysad.ru/images/mk-v-polisade.jpg

Согласно теории самопознания, под ценностью "любви" понимается энергия, обмен которой происходит между людьми, например - между матерью и ее ребенком. Позитивное отношение к учебе и профессии, позитивная энергия, генерируемая учителем - создает особую духовную атмосферу.

В дидактике лучше использовать более развивающиеся, позитивно мотивирующие методы и технологии обучения, которые создадут благоприятную для обучения среду. Учитель становится посредником в развитии ребенка. Поэтому, рекомендуются применять художественно-педагогические и творческие методы преподавания.

Более того, окружающая среда должна быть насыщена как информацией, так и позитивной энергией. Сам учитель играет большую роль, если он становится значимой личностью для ученика.

Это научное направление в педагогике, связанное с социальной средой и социализацией личности, привело к появлению новой дисциплинарной науки - социальной педагогики.

Рассматриваются и другие механизмы социализации:

  1. Печать;
  2. Имитация;
  3. Идентификация.

Благодаря развитию психологии, теория воспитания создает стратегии по преодолению трудностей, корректирующее поведение и концепцию образа жизни.

Я буду рада, если вы подпишитесь на мой блог и поставите лайк этой статье :)