Современная педагогика из "науки воспитания", превратилась в "науку образования". Категория "образование" двадцатого века расширилась, и претерпела изменения. Дидактика со времен Яна Амоса Коменского понималась, как теория познания.
В советской дидактике, образование понималось, как результат обучения, процесс овладения системой научных знаний и когнитивных навыков. Иными словами, образование выражалось в получении свидетельства об образовании или университетского диплома.
В современных учебниках по педагогике, образование понимается шире:
- Как процесс и результат обучения и общественная ценность, поскольку общество потратило более восьми тысяч лет на создание современной системы образования;
- Как ценность личности, поскольку современный человек тратит более пятнадцати лет своей жизни на образование и профессию;
- Как социальное учреждение с собственной мощной инфраструктурой, экономикой, образовательными программами, органами управления, дидактическими системами и так далее.
Теории образования рассматривают взаимодействие не только ученика и учителя (микро-уровень взаимодействия), но и взаимодействие государства и системы образования, социальных групп учеников, учителей, родителей, школы, общественных организаций, экономического и социального развития общества.
Дидактические теории и проблемы, рассматриваются не только с точки зрения внутренних отношений преподавателя и студента, но, и как дидактическая и, в то же время, социальная среда, открытая для инноваций и вмешательства динамических изменений.
Поэтому, формируя предметные компетенции, одновременно проектируется формирование социальных, коммуникативных и жизненных позиций.
Экологический подход к обучению
В 1970-1980-е годы двадцатого века в СССР, процесс преподавания начал излагаться в учебниках, с точки зрения, подхода к трудовой деятельности.
Процесс обучения состоит из следующих компонентов:
- Цель и задачи;
- Содержание;
- Методы;
- Средства обучения;
- Формы и результаты обучения.
С двадцать первого века, в педагогике, активно используется экологический подход к обучению. Функциональная среда определяется, как нечто, где находится субъект, в котором формируется его образ жизни, способ развития и усреднение личности.
Согласно теории социального обучения Альберта Бандуры, поведение человека не является столь последовательным. Согласно теориям Ж. Пиаже и других авторов, считалось, что способности и жизненные установки формируются по мере взросления человека.
Поэтому, как мы привыкли полагать, в действиях людей присуща определенная последовательность. Человеческое поведение, в большей степени, определяется существующей ситуацией и ее интерпретацией человеком, чем стадией его развития, чертами характера или типами личности. Из теории социального обучения А. Бандуры, можно сделать вывод, что образование, является образным, дискретным и может быть осуществлено ситуативно.
В экологическом подходе, важными категориями становятся информация и энергия. Во время урока происходит динамический обмен информацией, знаниями и энергетикой между учителем и учеником. Скорее всего, здесь проявляется основа синергетического подхода в педагогике.
Согласно теории самопознания, под ценностью "любви" понимается энергия, обмен которой происходит между людьми, например - между матерью и ее ребенком. Позитивное отношение к учебе и профессии, позитивная энергия, генерируемая учителем - создает особую духовную атмосферу.
В дидактике лучше использовать более развивающиеся, позитивно мотивирующие методы и технологии обучения, которые создадут благоприятную для обучения среду. Учитель становится посредником в развитии ребенка. Поэтому, рекомендуются применять художественно-педагогические и творческие методы преподавания.
Более того, окружающая среда должна быть насыщена как информацией, так и позитивной энергией. Сам учитель играет большую роль, если он становится значимой личностью для ученика.
Это научное направление в педагогике, связанное с социальной средой и социализацией личности, привело к появлению новой дисциплинарной науки - социальной педагогики.
Рассматриваются и другие механизмы социализации:
- Печать;
- Имитация;
- Идентификация.
Благодаря развитию психологии, теория воспитания создает стратегии по преодолению трудностей, корректирующее поведение и концепцию образа жизни.
Я буду рада, если вы подпишитесь на мой блог и поставите лайк этой статье :)