В предыдущих статьях я рассказывал о появлении, рассвете, кризисе и возрождении культуры комиксов. О первых комиксах, о появившихся богах в лице супергероев, о том, как плотно они вошли в обиход жизни обычного человека. А сегодня хочется закончить исследование, подытожить - что же дали нам комиксы, и почему они стали называться искусством?
Комиксы, появившиеся столетие назад, за короткий срок своего существования переживали разные времена - их любили и читали взахлёб, скупали миллионными экземплярами, вменяли плохое влияние на юную психику, сжигали, массово уничтожали и запрещали, про них забывали и снова вспоминали.
Многие комиксисты стеснялись называть свой род деятельности, называли себя художниками без уточнения профиля работы. Но сегодня графические романы, мультипликационные журналы, комиксы, манга плотно вошли в мировое искусство. Они мелькают в газетах и им вручают Пулитцера. И этот путь признания был длиною в сотню лет. Теперь комиксы по праву можно назвать важной культурной составляющей современного искусства.
Один комиксист по имени Скотт Маклауд написал замечательное исследование-комикс про культуру комикс-искусства. где он рассуждает о том, как появились комиксы, почему они стали так востребованы, и что они вообще из себя представляют.
Потенциал комикс-историй неограничен. Художники всегда будут стремиться скорее к сути донесения, к высокой цели, к концепту, нежели к охвату больших масс читателей. И пусть бизнес часто сопутствует истинному искусству, так было всегда и будет, но только стоящие вещи вне денег или признания.