Найти тему
Журнал Рейс

Ресурсные испытания грузовых шин Yokohama. 175 404 км

Журнал «Рейс» совместно с транспортной компанией «АлгаТранс» продолжает проект по оценке качества и ресурса грузовых шин компании Yokohama.

С момента запуска спецпроекта по оценке качества и ресурса шин Yokohama минуло 16 месяцев. Срок довольно приличный, впрочем, набраны и немалые пробеги испытуемых шин. В общем, есть повод и достаточные статистические данные для того, чтобы подвести некоторые промежуточные итоги, а также дать предварительную оценку испытуемым шинам. Напомним, что в фокус нашего внимания были приняты шины Yokohama 104 ZR Spec‑2 (315/70 R22.5) и 704 R (315/70 R22.5), которые были установлены на рулевую и приводную оси грузовика Volvo FМ, а также и Yokohama 106 ZS размерностью 385/65 R22.5, которые были смонтированы на рулевую ось седельного тягача Scania R 440.
Испытуемые шины проявили свои лучшие качества в самых различных погодных условиях. Никаких негативных отзывов от водителей и механиков автопарка в адрес испытуемых шин не звучало. Отметим, что интенсивность эксплуатации участвующих в ресурсных испытаниях машин и установленных на них шин была достаточно высокой. Так, каждый месяц одометры грузовиков прибавляли к своим показаниям как минимум по десять тыс. км. На момент очередного отчета суммарный пробег грузовика Volvo FМ перевалил за 800 000 км, а испытуемые на нем шины за 16 месяцев прошли 175 404 км.
Как показали последние замеры, остаточная глубина протектора шин рулевой оси составила 10-11 мм, а ведущей – ​от 11 до 13 мм. При этом разница в измеренной глубине протектора по окружности каждого из колес составила примерно один миллиметр.
Данную величину, в нашем случае, можно смело списать на погрешность замеров, а также на то, что протекторы шин с пробегом под 200 000 км имеют небольшую неравномерность по износу, которую при беглом осмотре может подметить разве что острый глаз специалиста, который занимается проведением инспекции шин. Справедливости ради отметим, что визуальный осмотр испытуемых шин не дает нам поводов для придирок к их состоянию. А если учесть качество дорожного покрытия, на котором работали шины, то незначительную неравномерность износа их протекторов можно игнорировать. Скажем больше, обнаруженный нами в ходе проведения прошлых инспекций незначительный неравномерный износ протектора шин 704 R (315/70 R22.5), которые установлены на приводной оси грузовика Volvo FМ, за летний период эксплуатации несколько нивелировался. Это можно объяснить тем, что шины на сухой дроге (эксплуатация в летний период) не проскальзывали, как это происходит на скользком (обледенелом или заснеженном) покрытии. Фактически можно констатировать то, что в очередную зиму машина въедет на шинах, которые имеют относительно ровные по износу протектора. Впрочем, даже если бы это было и не так, то небольшая «пила», как показала практика перевозок на конкретно взятом грузовике, ни коим образом не отражается на тягово-сцепных свойствах испытуемых нами шин. Из этого следует, что «переобувать» грузовик к наступающему зимнему периоду нет никакой надобности. Данного мнения придерживается и служба главного механика транспортной компании. Volvo FМ въедет в зиму на полном комплекте испытуемых шин. Никаких замен колес на выделенном для ресурсных испытаний шин транспортном средстве не предвидится.
Также важно отметить, что у нас нет никаких опасений и за состояние каркасов испытуемых шин – ​вздутия, затяжки, порезы, грыжи и прочие фиксируемые визуально повреждения – ​отсутствуют на всех колесах. Покровный слой резины на боковинах также не имеет видимых повреждений, которые бы спровоцировали коррозию оголенных нитей каркаса. Все это дает возможность, откатав шины до предельного значения по глубине протектора, произвести его нарезку и продолжить эксплуатацию. Необходимое оборудование для нарезки протекторов шин у сервисного центра имеется, так же как и опыт по проведению этой технической операции у мастеров шиномонтажного участка. Отметим, что сама по себе операция нарезки протектора возможна только на шинах, на боковине которых имеется надпись «Regroovable». Она свидетельствует о том, что инженеры, создававшие шину, предусмотрели возможность углубления протектора и наделили конструкцию шины соответствующими техническими особенностями.
Говоря о нарезке протектора шин, следует понимать, что в российских условиях эксплуатации (речь идет, в первую очередь, о качестве дорог и чистоте дорожного покрытия) необходимо делать некоторую поправку на остаточную глубину протектора, при которой шину отправляют в нарезку. Как показывает практика, имеет смысл не «укатывать» шину до значений минимально допустимой глубины протектора, а выполнить нарезку раньше, пусть при этом будет некоторый «недопробег» шин. Это позволит в ряде случаев уберечь каркас от возможных повреждений различными предметами, которые в достаточном количестве присутствуют на дорогах. Сохранив каркас, транспортная компания значительно повышает шансы шин на восстановление и, следовательно, может как минимум удвоить их пробег до списания. Что касается выбора способа восстановления шин, то в России наиболее распространен так называемый «холодный метод». Он, в отличие от «горячего», может быть применен к одной шине (точнее сказать, ее каркасу) неоднократно. По сути, процесс восстановления может быть реализован столько раз, сколько выдержит каркас шины. Именно его прочность играет первостепенную роль. Европейский опыт свидетельствует – ​довольно хорошие результаты по «холодному» восстановлению достигается при использовании протекторных лент таких известных и уважаемых производителей, как «Bandag» и «Marangoni». Их продукция представлена в РФ и отечественные перевозчики могут последовать путем западных коллег.
Отдельно поговорим о седельном тягаче Scania R 440, на рулевой оси которого стояли шины Yokohama 106 ZS размерностью 385/65 R22.5. Не так давно грузовик был продан в связи с обновлением парка техники и, соответственно, выбыл из проекта ресурсных испытаний. При продаже тягача шины с него не снимали. Мы изначально оговаривали условие – ​никаких отклонений от принятого ритма жизни автопредприятия. К тому же, испытуемые шины прикатались к ходовой части конкретного грузовика, и при перестановке на другой им пришлось бы прирабатываться по новой. А это, в свою очередь, спровоцировало бы ускоренный износ шин. Его фиксация (а мы обязаны были бы это сделать) вызвала бы вопросы у наших читателей. Однако и пройденных километров, а речь идет о пробеге далеко за 100 000 км, вполне достаточно, чтобы сделать выводы об эксплуатационных качествах шин Yokohama 106 ZS, их поведении в различных погодных условиях на дорогах с различным покрытием, оценить скорость износа протектора. Самую объективную оценку шинам дал перевозчик – ​транспортная компания закупает шины Yokohama для оснащения ими стоящего на балансе подвижного состава. Может ли быть более объективная оценка продукции в условиях жесточайшей конкуренции среди производителей шин?
Приятно, что компания Yokohama не стоит на месте и выводит на российский рынок новые модели шин. Одной из них стала шина для магистральных перевозок Yokohama BluEarth 707L, которая предназначена для установки на ведущую ось грузовиков. По данным производителя, новинка имеет улучшенные показатели по ходимости и сопротивлению качению, которые были достигнуты благодаря новому направленному рисунку протектора и обновленному составу резиновой смеси. Так, по сравнению с предыдущей моделью TY 517E, на 10 % улучшены сцепные свойства на заснеженной дороге, что очень важно для регионов с большим количеством осадков в зимний период. Для увеличения общего пробега шин их протектор может быть нарезан.

Мнение

-2

Виталий Аксентий
механик «АлгаТранс»

–  Начну с того, что одна из машин, а именно – ​седельный тягач Scania R 440 (гос. номер О 253 ОХ 777), на рулевой оси которого стояли шины Yokohama 106 ZS размерностью 385/65 R22.5, не так давно выбыл из проекта по причине его продажи. Периодическое омоложение парка техники – ​нормальная практика, позволяющая нашему автопредприятию снизить эксплуатационные расходы, оптимизировать затраты и тем самым повысить рентабельность перевозок. В целом от испытуемых шин Yokohama 106 ZS, предназначенных для установки на рулевую ось, мы получили положительные впечатления, несмотря на то, что на пробеге около 100 000 км с момента старта ресурсных испытаний был зафиксирован некоторый неравномерный износ их протектора, истинную причину которого нам установить так и не удалось. Напомню, что после фиксации факта неравномерного износа протектора мы, используя имеющееся у нас оборудование, произвели проверку углов установки передних колес грузовика (сход-развал) и никакого отклонения от предписанных заводом-изготовителем техники значений не обнаружили. Примечательно, что неравномерный износ протектора никак не отразился на эксплуатационных свойствах и качествах шин. Автопоезд отлично держал дорогу, послушно управлялся на различных типах дорожного покрытия. Словом, никаких замечаний к шинам рулевой оси Yokohama 106 ZS у нас нет. Мало того, данную модель шин мы приобретаем для оснащения других грузовиков, заменяя ими изношенные шины, которые были установлены на сборочном конвейере. Пробег с начала ресурсных испытаний оставшегося на проекте грузовика Volvo FМ, на рулевую и приводную оси которого были смонтированы шины 104 ZR Spec‑2 (315/70 R22.5) и 704 R (315/70 R22.5) соответственно, составил 175 404 км. А общая наработка грузовика на момент составления текущего обзора равна 804 000 км. Напомним, что за точку отсчета был принят пробег 628 596 км (он был зафиксирован на старте спецпроекта). За пройденные 175 404 км испытуемые шины показали себя с хорошей стороны. При этом грузовик работал по дорогам различного качества и выполнял перевозки как в регионы с холодным, так и жарким климатом. Под его колесами был и снег и лед, мокрый и сухой асфальт. На момент составления текущего отчета никаких нареканий к шинам 104 ZR Spec‑2 (315/70 R22.5) и 704 R (315/70 R22.5) ни со стороны водителя, ни со стороны технической службы нашего автопредприятия нет. Если произвести привязку к параметру оставшейся глубины протектора шин – ​10-11 мм на рулевых и от 11 до 13 мм на ведущих колесах – ​то можно смело предположить, что испытуемые шины смогут пройти еще как минимум 100 000 км. А это минимум полгода работы грузовика в привычном для него режиме. Потом мы примем решение о нарезке протектора или восстановлении шин для их дальнейшей эксплуатации.

Рейс.РФ