Найти тему
Филипп Богачев

Чем может быть полезна перепись?

На проведение переписи населения в 2020 году требуется 50 миллиардов рублей. Можно ли сделать так, чтобы часть этих средств оказалась вложенной именно в вас? Как использовать данные переписи?

Глава Росстата Александр Суринов отметил, что на проведение переписи уйдет около 50 миллиардов рублей в течение семи лет. Государство готово вкладывать эти деньги, потому что польза от полученной информации для него очень велика. А как смогут воспользоваться этим мощным инструментом более мелкие образования, например, малый бизнес?

По рекомендациям ООН перепись надо проводить каждые десять лет в год, который заканчивается на 0, 1 или 9. Этот «шаг», в первую очередь, связан с удобством статистического учета в мире, на континентах, в союзах стран. Его выдерживали даже в СССР. Переписи прошли в 1959, 1970, 1979 и 1989 годах.

Собрать данные переписи качественно и ответственно также важно для государства, как для бизнеса исследовать свою целевую аудиторию. Если схалявить и просто обозначить ее как «люди от 20 до 50», то продажи просто не пойдут, потому что все=никто. Чем больше конкретной подробной информации о своих клиентах вы знаете, тем лучше понимаете их проблемы и надежды и вам проще предложить им свой продукт.

С государством и переписью примерно то же самое. Например, перепись, проведенная в 2002 году, продемонстрировала серьезное снижение численности населения - на 1,8 млн по сравнению с 1989 годом и низкий уровень рождаемости. Эти данные стали основанием для изменения демографической политики, за рождение двух и более детей женщинам стали выплачивать материнский капитал.

А в Греции были выявлены более ста тысяч случаев, когда стариков хоронили, а пенсию за них продолжали получать родственники. Очевидно, что это потребовало изменений и в ритуальном бизнесе, и в законодательстве.

-2

В некоторых странах, кстати, как, например, в Великобритании и в Чехии, за уклонение от переписи введен большой штраф. И это понятно: государство тратит на проведение переписи немало денег, а «уклонисты» делают данные затраты и усилия бессмысленными. В Турции вообще в день проведения переписи запрещается выходить из дома: сиди и жди переписчика.

Аргентина и Чили более снисходительны к своим гражданам: там в день переписи не работают развлекательные заведения, продуктовые магазины, предприятия сферы услуг. А вот китайцам и полякам за отказ предоставить информацию грозит штраф, а за предоставление ложных сведений они могут даже сесть в тюрьму.

В России участие в переписи – дело официально добровольное. Но на самом деле участвовать в ней в конечном итоге выгодно: ведь от того, сколько людей живет в том или ином городе, районе, субъекте Федерации, будет зависеть объем средств из бюджета, выделяемых на строительство и содержание социальных объектов: детских садов и школ, поликлиник и больниц.

Мы заинтересованы в том, чтобы перепись была правдивой, ведь иначе этими данными нельзя будет эффективно пользоваться. Это не сможет сделать не только государство, но и мы с вами.

-3

Бизнес сегодня нередко упрекает статистиков в том, что данные по итогам переписи оказываются в открытом доступе с большим опозданием, и в этом, конечно, бизнес прав. Однако даже «запаздывающие данные могут многое прояснить и подсказать как стартаперам, начинающим свое дело, так и опытным предпринимателям.

Какими, например, цифрами, полученными в результате переписи, можно будет воспользоваться?

Информацией о численности, структуре и занятости населения в вашем городе: это позволит узнать, достаточно ли потенциальных платежеспособных клиентов для вашего бизнеса в данной территориальной единице. Если вы видите, что в регионе почти нет школьников, то открывать бизнес, связанный с подготовкой к ЕГЭ, не имеет смысла. Или имеет смысл сделать его онлайн.

Информацией о структуре потребительского рынка: насколько актуальными окажутся товары для детей, женщин, мужчин, сколько люди готовы за них платить. Это та информация, которую очень трудно почерпнуть из соцсетей, тогда как перепись дает максимально полные данные об условиях жизни и доходах семей.

Данными, которые позволят спроектировать предполагаемую нишу для бизнеса: это можно сделать, изучив сведения о том, какие виды услуг пользуются наибольшим спросом в регионе и каков уровень дохода его жителей.

Демографические характеристики позволят также узнать, есть ли на местах потенциальные сотрудники для вашего предприятия и на каких условиях они готовы работать.

-4

Ситуация с дошкольными образовательными учреждениями, наличием учреждений дополнительного образования, состава молодых семей и пр. позволит определить, насколько в данной территории остра потребность в развитии частных детсадов и развивающих образовательных учреждений.

То же самое – если цифры переписи покажут картину резкого «постарения» территории: в таком случае, очевидно, что бизнес может быть заинтересован в развитии сети «дедских» садов, служб по уходу за пожилыми, созданием клубов «кому за…» и тому подобными видами услуг. И власти наверняка окажут в этом случае всемерную поддержку предпринимателям, готовым разделить с государством это бремя.

Да, существуют соцсети и таргетинг, но интернет проникает не на 100% территории страны, кроме того, достаточно многие пользователи меняют свой возраст, пол, место жительства. Никто не мешает 40-летнему менеджеру из Подмосковья превратиться в молодую красавицу с Чукотки, кроме того, не стоит забывать и о фейковых аккаунтах, за которыми не стоят реальные личности. Точность и глубина сведений, полученных в ходе переписи, не сравнится со срезом в соцсетях.

Разумеется, это возможно лишь в том случае, если информация, полученная в ходе переписи, будет максимально подробной и правильной.

-5

Если оперировать цифрами не в масштабах страны, а в формате микрорайона, можно получить просто подарок, который снимет с плеч предприниматели половину забот по изучению целевой аудитории.

Например, мы знаем, сколько молодежи ежегодно уезжает из конкретного населенного пункта в большие города, так имеет ли смысл открывать в этом населенном пункте коворкинг-центр? С другой стороны, может, именно это начинание сможет приостановить отток молодежи? Но в таком случае для организации такого коворкинг-центра можно получить дополнительное финансирование или льготы от муниципального руководства.

Чем более конкретной информации вы обладаете, тем проще вам найти тех, кому она может пригодиться. В новых жилых комплексах, например, сегодня создаются специальные сообщества соседей в соцсетях. Используются они с разными целями, чаще всего – для решения проблем с ЖКХ. Но есть и другие примеры «соседского сотрудничества».

Например, человек едет домой с работы и пишет: «умираю, хочу есть, ни у кого горячей домашней еды не осталось?» И ему тут же отвечают: «Как раз сегодня варили борщ, могу поделиться тарелочкой рублей за 30», а хозяйка из соседней квартиры говорит, что начала жарить котлеты и готова выдать три самых поджаристых по 80 рублей за штуку. Такое взаимовыгодное сотрудничество прямо-таки подталкивает к созданию кулинарных проектов «домашняя еда на вынос».
-6

И перепись, будучи подробной и точной, могла бы аналогичным образом помочь малому бизнесу. Кстати, вопрос «что у вас на обед» в рамках одного из более мелких исследований Росстата, людям тоже задавали. Аналитиков интересовало, сколько времени и денег люди готовы потратить на перекус в середине рабочего дня, сколько в целом денег у семей разного достатка уходит на еду, и каков сегодня рацион россиянина.

А как Вы думаете использовать данные переписи?

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен>> Филипп Богачев