Здравствуйте, я Екатерина Архипова. Я работаю в рекрутменте вот уже 12 лет — подбираю руководителей среднего и высшего звена. Этот уровень специалистов является самым ценным ресурсом для любой компании и самым уязвимым. Поэтому они особенно нуждаются в поддержке и консультации при планировании своего карьерного развития. Советы и рекомендации, которыми я хотела бы поделиться, универсальны для любого уровня, ведь все хотят получить максимум от работы.
Своей самой главной задачей я вижу помощь в выборе правильного направления в карьере, которое в итоге принесет и работодателю и новому сотруднику очень много выгод в долгосрочной перспективе.
— Куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть?
— А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь.
— Тогда все равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь.
Л.Кэролл «Алиса в Стране Чудес»
Порой при возникновении идеи о смене работы мы все становимся немного «Алисами в стране Чудес». В наших собственных силах превратить этот процесс не в блуждание в потемках, а в целенаправленный путь к четко намеченной и понятной цели. Давайте посмотрим, какие этапы нам предстоят при поиске работы и сделаем их максимально эффективными.
Этап 1. Убедитесь, что причина для смены работы действительно веская
Не стоит принимать решение о смене работы на эмоциях. Или потому, что вам захотелось потренировать ваши навыки самопрезентации. Или «помониторить» ситуацию на рынке. Для этих целей прекрасно подойдет взаимодействие с консультантом кадрового агентства, который специализируется на профильном для вас рынке.
Существуют три веские причины для поиска работы, и хотя бы одна из них должна быть у вас: первая причина — профессиональное развитие, вторая — карьерный рост, а третья — увеличение дохода.
Процесс смены работы крайне трудоемкий и длительный, он чреват репутационными рисками и почти во всех случаях заканчивается разочарованием — вы убедитесь, что нигде просто так не платят деньги, и везде наряду даже с большими плюсами есть свои минусы.
Если хорошо подумать и все взвесить, то, возможно, некоторые проблемы, которые толкают вас к смене работы, легче и проще решить через разговор с карьерным консультантом, коучем или психологом. Также бывает полезно пройти тренинги по приобретению профессиональных навыков или попросту сходить в отпуск.
Все организации схожи, обладают аналогичной внутренней структурой, а также имеют все ресурсы для роста, развития сотрудников и реализации любых ваших целей. Если вы не умеете использовать эти ресурсы в своей компании, то так же будет и с другими работами, сколько их не меняй.
Этап 2. Составьте резюме
Из вашего резюме потенциальный работодатель должен понять, какими навыками и компетенциями вы на данный момент обладаете. Опишите зону ответственности на каждом месте работе, чтобы было понятно ваше место в структуре организации, уровень принятия решений, выполняемый функционал, ваши достижения (чем вы были полезны на предыдущем и текущем месте). Не забудьте, что резюме всегда составляется в обратном хронологическом порядке: от последнего (настоящего места работы) к самому первому.
Процесс составления резюме непременно необходимо совместить с подробным анализом ваших сильных профессиональных сторон и зон для развития (SWOT анализ). Чем тщательнее вы это сделаете, тем легче вам будет прийти к позиции вашей мечты. Это знание вам также пригодиться на собеседовании.
Этап 3. Разработайте стратегию
Начните составление карьерной стратегии с определения своих жизненных приоритетов и ценностей. Работа должна гармонично встраиваться в вашу жизнь. Если ваша главная ценность семья, и вы стремитесь к балансу между работой и личной жизнью, но при этом хотите быстро сделать карьеру и удвоить доход, то, не исключено, что вы потерпите поражение во всех сферах, так как цели и ценности противоположны.
Ответьте себе на вопрос: кем вы видите себя через 5 лет? Определите долгосрочную стратегию развития вашей карьеры: какие этапы вы хотите пройти и в какие сроки. Это позволит вам понять, сможете ли вы получить нужные навыки на новом месте. Возможно, вы с удивлением обнаружите, что вы сейчас находитесь в самом идеальном для вас месте.
Рассматривайте каждое предложения с точки зрения его встраиваемости в общую стратегию вашего карьерного развития.
Этап 4. Изучите работодателей
Составьте и проработайте список потенциальных работодателей и позиций в этих компаниях, которые позволят вам достичь желаемых стратегических целей. Это очень важный этап, который многие пропускают, и действуют по принципу «коврового бомбометания»: отправляют свое резюме всем без исключения знакомым, во все компании и откликаются на все вакансии. Учтите, что такое поведение может сформировать о вас негативное впечатление.
Вы должны четко понимать, зачем вам нужна конкретная компания и определенная позиция. Необходимо осознавать, какую выгоду от работы в этой компании вы получите, какой опыт сможете приобрести и как его в дальнейшем реализовать. Собирайте информацию о выбранных вами компаниях из открытых источников, СМИ и социальных сетей: как идут дела в компании, какая там корпоративная культура, кто потенциальный руководитель и многое другое.
Этап 5. Расширяйте networking
После составления списка компаний, в которых вам интересно было бы работать, начинайте искать возможности выхода на них. Источников информации и платформ для коммуникации очень много: специализированные сайты по поиску работы, профессиональные сообщества, консультанты рекрутинговых агентств, сайты самих компаний, знакомые и друзья друзей. Проявляйте инициативу, старайтесь лично познакомиться и пообщаться с лицами, принимающими решения, HR и руководителями. Предложите личную встречу для знакомства и самопрезентации. Иногда поиск кандидатов ведется конфиденциально или позиция открывается внезапно – если с вами уже познакомились, значит вы уже в базе кандидатов, и о вас вспомнят в первую очередь.
Этап 6. Производите правильное впечатление
Вы должны собрать и проанализировать как можно больше информации о потенциальном работодателе из разных источников. Если же вы идете в компанию из другой отрасли, необходимо тщательно изучить информацию об этой отрасли.
Перед собеседованием соберите максимально подробную информацию о позиции. Вы должны хорошо понимать структуру компании и отдела, куда вы идете, функционал, задачи и проблемы, которые предстоит решать. Чем больше вы знаете, тем лучше сможете подготовиться и подобрать яркие примеры из собственной практики, которые покажут потенциальному работодателю ваши возможности.
Помните, что интервью – это не красивый рассказ о себе, не ответы на вопросы и не дружеская беседа. Цель интервью – убедить работодателя, что вы для него – самый лучший вариант. Берите инициативу в свои руки!
Работодатель оценивает потенциального кандидата по компетенциям. Какие именно необходимы становиться понятно после детального анализа профиля позиции, который включает в себя оценку самой отрасли, положения компании на рынке, этапа развития компании, структуры отдела, целей и задач, стоящих перед данной функцией. Для раскрытия каждой компетенции необходимо подобрать правильные примеры, раскрыть их по определенной схеме и ответить на следующие вопросы:
1. Контекст. Какую проблему вы решали? В чем была сложность? Какое она имела для компании значение? Какая была ситуация до вас?
2. Ваши действия. Как вы решали проблему? Какие инструменты использовали? Обязательно отделяйте свои решения и действия от руководителя и команды.
3. Результат. Он должен быть конкретным, желательно оцифрованным. Важно обозначить значение этого результата для компании и бизнеса.
На первой встрече не стоит задавать вопрос об уровне дохода. Потенциально компания представляет, на какой уровень вы можете рассчитывать и готова будет вам его дать, если вы сможете их убедить, что вы – тот самый необходимый и стоящий специалист.
И в заключении скажу: не существует такого понятия, как «лучшее время для поиска работы», в этом процессе нет понятия сезонности или благоприятного расположения звезд или чего-то подобного. Как только будет порядок в голове, четкое понимание целей, правильные и своевременные действия – все сразу же сложиться как надо!