Как-то мы пересматривали с дочкой диснеевскую классику: "Бэмби", "101 далматинец", "Леди и Бродягу".
И вот дошла очередь до "Дамбо". Ну вы помните - такой трогательный, добрый мультик про ушастого слоненка в цирке. Тим Бёртон недавно переснял его.
И вот дочка каждую минуту меня что-то переспрашивала, комментировала. А потом резко замолчала и зависла. И стала смотреть на экран широко раскрытыми глазами. Моя реакция была примерно такой же.
Залипли мы на марше розовых слонов. Взгляните:
По сюжету, если вдруг не помните, Дамбо случайно напился вместе с мышонком, и у них начались галлюцинации. Согласитесь, эпизод ну как бы совсем не детский. И всё это под психоделическую оркестровую музыку. Марш розовых слонов моментально стал целым культурным явлением: так стали называть свой наркотический экспириенс хиппи, эпизод вообще растаскали на цитаты.
Для меня эта сцена до сих пор остается абсолютно непонятной и мистической. Сами создатели говорят, что им надо было как-то оправдать тот момент, что Дамбо научился летать, но сам этого не осознал. Он же приходит в себя на дереве. Но они явно перевыполнили задачу.
Когда мы смотрели этот марш, у меня случился мгновенный флэшбек: мне 4 года, я сижу перед телевизором, идёт Дамбо, но я не смотрю его, передо мной куча игрушек. Вдруг начинается этот эпизод, я поворачиваю голову, загипнотизированный, раскрываю рот и не могу оторваться.
А еще я понял, что марш розовых слонов - это единственное, что я, в общем-то, помнил из "Дамбо". Единственное, что меня действительно впечатлило в детстве.
Я всё это к чему? Эпизод ведь не детский, но он очень крутой. И я считаю, что Дисней - большие молодцы, что допускали провокацию в детские мультики. Они делали то, что сбивает с толку, заставляет почувствовать себя странно, неуютно. Это же безумно развивает воображение!
Я помню, я тут недавно ходил на фестиваль детской литературы "Морс". И там была лекция директора "Росмэна". Так вот, он говорил, что в кризисные моменты, когда у всех проблемы с финансами, все предпочитают покупать детские книжки с самыми простыми и милыми картинками: все максимально красивые, прилизанные.
Ну и, конечно, только классику. Чуковского, Маршака, Агнию Барто. И не переиздания с советскими иллюстрациями, которые были, хоть и соцреалистичны, но довольно индивидуальны. А вот с шаблонными, приторно красивыми картинками.
И это, ребята, грустно. В искусстве и в детском тоже должно быть что-то будоражащее, сбивающее с ног. Не чернуха, нет, но вызов.
Как выяснилось, Дисней часто так заморачивался и делал абсолютно сюрреалистичные музыкальные эпизоды.
Например, короткометражный мультик "Лицо Фюрера" - про Дональда Дака, которого нацисты забирают на фабрику оружия. И он там должен трудиться целые сутки и салютовать портретам Гитлера. А потом ему приснился кошмар.
Ничего не напоминает? Не парад розовых слонов, конечно, но ноги явно растут откуда-то отсюда.
Мультик был снят в 42-м, в разгар войны. Для пропагандистских целей, естественно. И этот явно не для детей.
Еще один пример: Винни-Пух и день забот, 68-го года. Тигра уверяет Пуха, что мед употребляют только слонотопы и вузлы. Пух ночью сторожит свой мед, и ему снится кошмар.
По-моему, очень круто.
С самого момента создания этих мультиков, все обсуждали: можно ли это смотреть детям или нет, не травмирует ли это их нежную психику. Но поколения детей это смотрят и давно ответили на этот вопрос. И, я думаю, хуже не становятся, только лучше.
Иногда надо найти в себе силы признать, что взрослые не всегда знают, что действительно понравится детям в искусстве.