Ирина Гуменюк, предприниматель, профессиональный маркетолог с международной лицензией на профессиональную деятельность, о запуске бизнеса и правильном выделении своей целевой аудитории.
— Ирина, как вы решили открыть собственный бизнес? Сколько времени прошло между рождением идеи открыть свое дело и первыми продажами?
— Я 18 лет проработала в разных компаниях. За это время периодически появлялись мысли о собственном бизнесе. Но окончательное решение было принято, когда один из директоров компании высказал такую идею как вариант моей дальнейшей профессиональной самореализации. И именно в этот момент я поняла, что пришло время становиться самостоятельной. Так появилось маркетинговое агентство Smart marketing B2B.
Первые клиенты появились сразу, т.к. уже было много наработанных профессиональных бизнес-контактов.
— Какие услуги вы оказываете?
— Мы оказываем полный спектр услуг. К нам обращаются за маркетинговым планом, бюджетированием, SEO-продвижением сайтов, контекстной рекламой, SMM, дизайном, PR-сопровождением. Мы также проводим деловые мероприятия.
Например, поступает много запросов на продвижение конференций и выставок. Есть запросы и на имиджевые мероприятия, на которые (особенно платные) необходимо привлечь определенное количество участников и партнеров. И везде нужно сбалансированно подойти к бюджету, существующим в компании бизнес-процессам и предложить то, что действительно может сработать.
В связи с эрой глобального интернета поступают запросы на продвижение компании в соцсетях (это и реклама, и создание и ведение аккаунтов компании). Именно по этим запросам возникает много вопросов и недопониманий. Тема, с одной стороны, не новая. Но, с другой стороны, очень много компаний предлагают свои услуги. И заказчику очень сложно разобраться со всей этой информацией. Кроме этого почти всегда есть негатив от работы с прежними маркетологами. Но есть позитив — можно спрогнозировать количество лидов и планируемый бюджет. А дальше уже нужно работать.
— Достаточно ли иметь идею для открытия бизнеса или без стартового капитала даже не стоит и думать о своем деле даже с идеальной идеей?
— У меня не было стартового капитала, и мне для открытия ИП он был не нужен. Я предоставляю услуги в области маркетинга, поэтому мне в чем-то проще.
Открыть счет в Совкомбанке
— Составили ли вы бизнес-план перед стартом?
— Честно сказать, за 18 лет работы в маркетинге на разных направлениях, включая руководящие позиции, было понятно с чего начать, какие могут быть подводные камни и т.д. Поэтому специально бизнес-план я не составляла.
— Какие топовые ошибки, на ваш взгляд, подстерегают предпринимателя в начале пути? Расскажите о своих ошибках. Какие были наиболее серьезными?
— В самом начале нужно очень четко ставить границы своей ответственности за проект. Необходимо сделать перечень задач для выполнения и ознакомить с ним заказчика. Если этого не сделать, то возможна ситуация, когда заказчик будет вносить в проект дополнительные задачи, которые заранее не оговаривались. И самое неприятное — заказчик будет настаивать на выполнении этих задач бесплатно.
Чтобы не было разочарований, все необходимо обговаривать в самом начале: что вы делаете, какой будет результат, какие могут быть нюансы.
Есть еще один важный момент. Не нужно предлагать заказчику бесплатные опции, даже если это несложно для вас. Иначе в будущем заказчик будет считать, что и другие задачи вы сможете решить для него бесплатно.
Я привыкла делать добро, получать от работы эффект и удовлетворение, и пока еще не привыкла к тому, что работать надо жестко. Но именно так и надо. За год работы ИП я это хорошо поняла. И главной своей ошибкой считаю свое мнение о том, что если я ответственно отношусь к работе, то и заказчик также ответственно будет относиться к работе. К сожалению, это не всегда так.
— Какие ошибки в работе предпринимателя вы бы назвали фатальными?
— Я считаю, что фатально для бизнеса следующее:
- игнорировать конкурентов;
- не знать рынка, не понимать собственного продукта;
- не представлять свою целевую аудиторию;
- неправильно ставить цель;
- работать без системы;
- не вкладывать в собственное развитие;
- ждать быстрых результатов при минимальных усилиях.
Но самое опасное — погружение в состояние иллюзии. Некоторые думают, достаточно только начать, а дальше оно само как-нибудь пойдет. Так вот, само никуда не пойдет.
Если вам интересны истории предпринимателей, то читайте наш материал «Успешный бизнес в 22 года».
— Трудно ли определить свою целевую аудиторию? Как это правильно сделать?
— Нужно четко понимать особенности своего продукта или услуги. Необходимо знать рынок, на котором вы работаете (B2B или B2С). Также надо знать и о работе своих конкурентов.
Сперва разберитесь в своем продукте и правильно выделите сегмент своей целевой аудитории, а лишь затем выстраивайте процессы коммуникации со своим потребителем.
И вы правы, что спрашиваете про целевую аудиторию. Это очень важный вопрос. С правильного ответа на него все и начинается.
— А как растить свою лояльную аудиторию. Какими каналами продаж, например, пользуетесь вы? Какой канал считаете самым эффективным?
— Моя работа, как в прошлом, так и сейчас, всегда была связана с рынком B2B. Я работаю в микрокоманде, у нас нет необходимости искать большое число проектов для работы. Но я уже думаю о будущем.
В настоящее время для поиска проектов я использую фейсбук и свои ранее наработанные бизнес-контакты. Благодаря этому моя работа спланирована на полгода вперед.
Лояльную аудиторию планирую формировать через страничку маркетингового агентства в фейсбуке. Сделала я ее недавно и буду размещать на ней свои мысли по маркетингу, а также удачные и неудачные кейсы.
— Сегодня много говорят об ответственности бренда, о репутации на рынке. Как сохранить свою репутацию в случае факапа?
— Из каждой ошибки нужно сделать вывод и стараться помнить об этом. Но всегда стоит помнить, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
— Согласны ли вы с утверждением, что предпринимательство – это свобода?
— Я согласна. Это свобода. Вы, например, можете работать с заказчиком, а можете от него отказаться и найти себе нового.
Но в этой свободе нужна самодисциплина и правильное планирование своего рабочего графика. Если человек хочет и может работать 24 часа, то он будет это делать. Я же предпочитаю, чтобы работа сменялась отдыхом и хобби. А для этого я работаю на перспективу: ищу новые проекты. Планирую текущую загрузку и т.д.
— Что самое ценное, на ваш взгляд, в предпринимательстве?
— Для меня есть два ценных момента.
Во-первых, я сама выбираю интересный для себя проект. Я выбираю интересных и умных людей, с которыми мне комфортно работать. Не секрет, что многие сотрудники вынуждены терпеть ту работу, которую им поручили, и то окружение, которое создали вокруг них. И не всегда этот выбор совпадает с выбором сотрудника в офисе.
Во-вторых, я могу участвовать в новых проектах. Например, за год работы как ИП, я успела поработать с пятью новыми компаниями на разных по задачам проектах. И это очень увлекательно, т.к. постоянно нужно изучать новое, придумывать новые идеи для получения результата.
— Какими качествами обязательно должен обладать предприниматель?
— Это трудолюбие, увлеченность своим делом, ответственность, умение ладить с разными людьми, коммуникабельность, стрессоустойчивость и творческая «жилка».
Если вам понравилась наша статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал.
Статья была подготовлена для вас порталом Sovcom.pro