Найти тему
ВСЁ обо ВСЁМ

Важность мотивации: 10 способов повышения мотивации и её роль в учебном процессе

Важность мотивации: мотивация – это двигатель, который управляет нашим миром. Мы часто говорим о том, что нашим детям или студентам не хватает мотивации в учёбе. Им каждый раз стоит труда начать заниматься, нам приходится стоять у них над душой, чтобы заставить их делать уроки, мы боремся каждый день, чтобы они чему-то научились! Тем не менее, они с легкостью запоминают имена 300 различных покемонов. В этой статье психолог CogniFit ("КогниФит")Андреа Гарсия Сердан расскажет вам о том, что такое мотивация, в чём состоит её суть и значение в учебном процессе, и поделится 10 советами, которые позволяют повысить мотивацию учащихся.ажность мотивации

Что такое мотивация?

Мотивация – это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие. Без мотивации нет действия.

Мотивация очень важна, потому что она заставляет нас активно искать ресурсы, чтобы обеспечить наше выживание. Мы мотивированы, чтобы искать пищу и есть, либо найти сексуального партнера. Это примеры базовых мотивов или потребностей, которые являются врождёнными и проявляются вне зависимости от культуры.

Но мы также можем быть мотивированы, чтобы заниматься любимым хобби, увлечением и учиться новому. Это второстепенные мотивы, которые зависят от нашей культуры и менталитета.

Это естественно, что мы не обладаем мотивацией, которая внушает нам желание изучать всё. Вполне возможно, что программа школы / колледжа / университета не особенно нас мотивирует. При этом нам не терпится изучить образ жизни дельфинов, приготовить новый кулинарный рецепт или заменить колесо в автомобиле.

У вас или вашего ребёнка есть трудности с чтением? Проверьте себя и своих близких на риск присутствия дислексии прямо сейчас с помощью нейропсихологического теста CogniFit на дислексию!

Вероятно, мотивация в обучении возникает на основе нашего собственного интереса к предмету, или потому что это знание нам для чего-то необходимо (для нашей работы или собственно выживания, к такому виду мотивов можно отнести пример с автомобилем).

В связи с этим мы можем выделить два типа мотивации: внутренняя и внешняя мотивация. В настоящее время считается, это больше, чем два различных типа мотивации, это две противоположности внутри одного континуума, и редко они проявляются в крайних формах, как «чисто внутренняя» или «чисто внешняя» мотивация.

  • Внутренняя мотивация наблюдается, когда люди испытывают внутреннее желание что-то сделать, потому что считают это важным, или это доставляет им удовольствие. Студенты с таким типом мотивации будут больше заинтересованы в выполнении задач, которые содержат проблему, требующую решения, чем в получении какого-либо стимула или вознаграждения. Внутренняя мотивация снижается по мере того, как дети становятся старше и теряют интерес к учёбе. Чтобы повысить этот вид мотивации учащихся, следует делать абстрактный материал более конкретным и включать его в контекст.
  • Внешняя мотивация появляется, когда студент хочет выполнить задачу под воздействием внешних факторов, таких как награды или наказания. Тем не менее, было обнаружено, что наказания приносят больше вреда, чем пользы, а награды и поощрения могут формировать опасную зависимость. Поэтому, лучше всего действовать, постепенно уменьшая награды и ориентируясь на развитие внутренней мотивации учащихся.

Важность мотивации в учебном процессе

Мотивация представляет собой импульс, который заставляет нас действовать и достигать поставленных целей.

Мотивация играет ключевую роль в нашем обучении. Согласно результатам исследования, мотивация имеет большее влияние на нашу производительность в математике, чем наш уровень IQ.

В частности, исследователи обнаружили, что уровень интеллекта был тесно связан с показателями успеваемости учащихся по математике, но только на начальном этапе развития конкуренции в этой области. Высокая мотивация и навыки учащихся стали наиболее значимыми факторами, которые определили успешное развитие высших математических навыков. Студенты с хорошими данными успеваемости были внутренне мотивированы и способны использовать такие навыки, как объяснение, синтез, поиск связей с ранее полученными знаниями. Они избегали запоминания путем заучивания и демонстрировали более заметный прогресс в области усвоения математики, в отличие от тех, кто не чувствовал внутреннюю мотивацию. В противоположность этому, уровень интеллекта студентов не связан с их достижениями в области математики.

Почему так важно поддерживать у детей мотивацию к учебе?

  • Мотивация увеличивает усилия и настойчивость в выполнении задач;
  • Наша мотивация дает «зелёный свет» инициативности;
  • Мотивация улучшает когнитивные способности;
  • И, наконец, мотивация повышает общую производительность.

Как можно выяснить, обладают ли достаточной мотивацией наши дети или студенты?

По мнению Родригеса Монео (Rodríguez Moneo), поведение людей может служить индикатором для измерения их мотивации. Это довольно надёжный показатель, который преподаватели могут использовать, чтобы оценить мотивацию студентов и воздействовать на неё.

  • Выбор или предпочтение одного вида дятельности другому. Если я предпочитаю смотреть телевизор вместо того, чтобы делать уроки, мой выбор отражает уровень моей мотивации.
  • Латентность, то есть время, которое требуется для формирования ответной реакции с момента постановки задачи (появления стимула). Чем дольше мы откладываем начало выполнения работы, которую требуется сделать, тем меньше будет наша мотивация для выполнения этой задачи.
  • Приложенные усилия. Чем больше физических и когнитивных ресурсов было задействовано для решения задачи, тем выше будет уровень мотивации.
  • Настойчивость при выполнении задачи. Уровень мотивации будет прямо пропорционален затраченному времени, от начала до окончания выполнения задачи. Чем раньше мы сдаёмся и бросаем выполнение задачи или делаем её некачественно, тем ниже будет наша мотивация.
  • Показатели выражения эмоций. Наши действия часто сопровождаются эмоциональными выражениями, которые указывают на удовольствие или неудовольствие, получаемое от этой деятельности. Проявление внимания к эмоциям наших студентов дает нам много информации об их мотивации.