Как вы поняли из ранее написанного текста, будущее космонавтики уже однозначно принадлежит многоразовым носителям и многоразовым кораблям. Спорить с этим осмеливаются только чиновники Роскосмоса, но мы то знаем, чем в итоге закончится эта история.
Конечно же, несмотря на огромные плюсы в виде сохранения ценных двигателей, электроники и материалов, концепция "многоразовости" имеет и свои важные минусы.
И о них по порядку.
Первым в списке недостатков идет тот факт, что многоразовая ракета всегда несет лишний вес, в который входит оборудование для ее возврата на землю. На практике это означает, что такая ракета будет иметь меньший кпд по сравнению со своими одноразовыми собратьями, а значит неизбежно вырастет ее вес.
В многоразовых ракетах Falcon 9 "лишним весом" выступает навигационное оборудование, решетчатые рули направления, а также лишнее топливо, необходимо для повторного запуска двигателя перед посадкой.
Вторым существенным недостатком является необходимость комплексного изучения деталей носителя после его приземления.
После каждого приземления ракету необходимо разбирать и тщательо изучать ее узлы и механизмы.
На примере наших телефонов, мы знаем как нелегко чинить детали в сложной электронике. Почти всегда для починки современного смартфона мастер вынужден использовать микроскоп, что уж говорить о ракетах.
Конечно, надо понимать, что производители бытовой электроники специально делают ее такой, чтобы ее сложно было починить, тогда как в значительной мере процедуру постполетного обслуживания можно упростить, если делать оборудование модульным и изначально простым для сборки/разборки.
Третий недостаток заключается в том, что современная наука до сих пор до конца не сформулировала "теорию разрушений". Т.Е. даже такой производитель как SpaceX знает лишь с высокой долей вероятностью, что тот или иной элемент прослужит установленное количество раз, тогда как для запуска ракеты нужна 100% точность. В ракете слишком много деталей и даже одна из них может решить судьбу полета.
К слову, SpaceX проблему и не скрывает, давая 10% скидку тем компаниям, которые согласны на то, чтобы их аппараты запускались с помощью уже бывших в употреблении ступеней. Пока у компаний проблем с этим не возникало.
Кроме того, в механизмах Falcon 9 с каждым полетом становится все больше агрегатов, которые имеют т.н. гарантию на несколько полетов и внимания к себе не требуют.
Кроме того, с кадым годом отрасль использует все более перспективные материалы, которые имеют значительный запас прочности при приемлемом весе.
Четвертым скорее не недостатком, а конкурирующим фактом может стать снижение себестоимости изготовления запчастей за счет все большего использования 3D печати и соответственное уменьшения стоимости классического носителя.
Иными словами, если ракету все рано нужно разбирать, а новые детали для нее легко изготовить, то и разница между многоразовыми и одноразовыми ракетами будет нивелироваться.
В настоящий же момент, многоразовые пуски являются скорее отладочной технологией, тогда как после их обкатки цена за запуски должна значительно сократиться
В том, что нас ждет космическое будущее я уверен на 100%.
Что почитать
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно.