Найти тему
SpaceForYou

Недостатки многоразовых ракет

Как вы поняли из ранее написанного текста, будущее космонавтики уже однозначно принадлежит многоразовым носителям и многоразовым кораблям. Спорить с этим осмеливаются только чиновники Роскосмоса, но мы то знаем, чем в итоге закончится эта история.

Конечно же, несмотря на огромные плюсы в виде сохранения ценных двигателей, электроники и материалов, концепция "многоразовости" имеет и свои важные минусы.

И о них по порядку.

Falcon 9 как главный герой текста
Falcon 9 как главный герой текста

Первым в списке недостатков идет тот факт, что многоразовая ракета всегда несет лишний вес, в который входит оборудование для ее возврата на землю. На практике это означает, что такая ракета будет иметь меньший кпд по сравнению со своими одноразовыми собратьями, а значит неизбежно вырастет ее вес.

В многоразовых ракетах Falcon 9 "лишним весом" выступает навигационное оборудование, решетчатые рули направления, а также лишнее топливо, необходимо для повторного запуска двигателя перед посадкой.

Вернувшаяся ступень
Вернувшаяся ступень

Вторым существенным недостатком является необходимость комплексного изучения деталей носителя после его приземления.

После каждого приземления ракету необходимо разбирать и тщательо изучать ее узлы и механизмы.

На примере наших телефонов, мы знаем как нелегко чинить детали в сложной электронике. Почти всегда для починки современного смартфона мастер вынужден использовать микроскоп, что уж говорить о ракетах.

Конечно, надо понимать, что производители бытовой электроники специально делают ее такой, чтобы ее сложно было починить, тогда как в значительной мере процедуру постполетного обслуживания можно упростить, если делать оборудование модульным и изначально простым для сборки/разборки.

Каждый раз инженерам надо заново разобрать такую ракету
Каждый раз инженерам надо заново разобрать такую ракету

Третий недостаток заключается в том, что современная наука до сих пор до конца не сформулировала "теорию разрушений". Т.Е. даже такой производитель как SpaceX знает лишь с высокой долей вероятностью, что тот или иной элемент прослужит установленное количество раз, тогда как для запуска ракеты нужна 100% точность. В ракете слишком много деталей и даже одна из них может решить судьбу полета.

К слову, SpaceX проблему и не скрывает, давая 10% скидку тем компаниям, которые согласны на то, чтобы их аппараты запускались с помощью уже бывших в употреблении ступеней. Пока у компаний проблем с этим не возникало.

Кроме того, в механизмах Falcon 9 с каждым полетом становится все больше агрегатов, которые имеют т.н. гарантию на несколько полетов и внимания к себе не требуют.

Кроме того, с кадым годом отрасль использует все более перспективные материалы, которые имеют значительный запас прочности при приемлемом весе.

новенькая ступень
новенькая ступень

Четвертым скорее не недостатком, а конкурирующим фактом может стать снижение себестоимости изготовления запчастей за счет все большего использования 3D печати и соответственное уменьшения стоимости классического носителя.

Иными словами, если ракету все рано нужно разбирать, а новые детали для нее легко изготовить, то и разница между многоразовыми и одноразовыми ракетами будет нивелироваться.

В настоящий же момент, многоразовые пуски являются скорее отладочной технологией, тогда как после их обкатки цена за запуски должна значительно сократиться

старт Falcon 9
старт Falcon 9

В том, что нас ждет космическое будущее я уверен на 100%.

Что почитать

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно.