Найти в Дзене
Телеспутник

Монополия или кооператив?

Автор: Александр Калигин, главный редактор издательства «Телеспутник»

Помню, как в детстве мечтал стать обладателем или хотя бы попробовать сыграть в игру «Монополия», которую увидел в каком-то из голливудских фильмов. Тогда это показалось чем-то совершенно необычным и завораживающим, как и многие подсмотренные в телевизоре и только начавшие появляться в СССР атрибуты нездешней жизни. Ни у кого из друзей заветной игры не было, и нам оставалось только фантазировать о том, как здорово было бы ее заполучить.

Но вскоре случилось чудо — родители подарили на Новый год — нет, не «Монополию», а российскую вариацию на тему под названием «Кооператив». В перестроечные времена слово, как и явление, было очень модным. Вспоминая эту игру сейчас, я понимаю, что она по сравнению с настоящей «Монополией» была какая-то лубочно-аляповатая в оформлении, все было яркое и китчевое. Но тогда «Кооператив» покорил меня и надолго завладел вниманием.

К чему все это ностальгическое вступление? К тому, что все это мне напомнило ситуацию с регулированием телеком-отрасли в России. Есть в нем какая-то неприкрытая наглость и китч. На портале Telesputnik.ru в момент написания этого текста опубликован опрос: «Какой жанр фильмов напоминает вам регулирование отрасли медиа в России?». Большинство ответило, что комедию, а мне кажется, что все происходящее уже давно перестало быть смешным.

Да, в момент, когда Ирина Яровая внесла на рассмотрение законопроект имени себя, хохотал весь рынок, будучи уверенным, что такой абсурдный документ точно не примут. И как — все еще смешно? Или, может, закон о современном рунете кого-то сильно веселит? А как вам законопроект Антона Горелкина о значимых интернет-ресурсах? Вот умора, не правда ли?

Так или иначе, все эти законопроекты возникли на волне истерии, вызванной санкциями против России, и объясняются интересами национальной безопасности. Хорошо, допустим. Несмотря на то, что эти законы бьют не только по «чужим», но и по своим же компаниям и гражданам, в них не прослеживается какого-то единого выгодоприобретателя, кроме силовых структур.

Но как же в правовом государстве может случиться такое, чтобы в Госдуму был подан и всерьез рассматривался законопроект, который изначально написан исключительно в интересах одной коммерческой компании? Как в формулировке текста самого закона могут содержаться пункты, которые практически прямо указывают на единственного бенефициара, который получит выгоду от его принятия, да еще и будет выведен из-под действия антимонопольного регулирования?

Наверное, всем уже понятно, что имеется в виду законопроект о создании единой ОТТ-платформы для вещания 20 телеканалов, входящих в цифровые мультиплексы. На конференции ConTech-2019, которую «Телеспутник» провел в Москве 11 октября, этому вопросу была посвящена открывающая панельная дискуссия. Репортаж о ней опубликован в этом номере сразу вслед за этой редколонкой, поэтому не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что обсуждались различные аспекты того, почему законопроект плохой и к чему может привести монополизация рынка «Витриной ТВ». Да, эксперты на сцене не постеснялись назвать эту компанию по имени. Кстати, потом в кулуарах конференции приходилось не раз услышать мнение, что это первое мероприятие, где настолько открыто вещи называли своими именами.

Но я все-таки не об этом. Да, можно бесконечно говорить о том, что закон плохой и его не нужно принимать. Можно осуждать компанию, под которую закон написан. В конце концов, закон или примут, и все смирятся и научатся работать в этих условиях, или не примут, а история постепенно забудется и станет эпизодом той самой законодательной комедии. Но никто не говорит, что страшен сам прецедент. Никогда столь откровенно и нагло никакая коммерческая (да, даже и госкомпания) не пыталась монополизировать рынок. Никогда никто не пытался пропихнуть столь очевидно лоббистский закон. Если это пройдет, всем станет окончательно понятно, что при желании и определенном административном ресурсе в этой стране можно творить любой законодательный произвол и монополизировать рынок, превращая в собственные кооперативы целые отрасли.

_________________________

Подпишитесь на канал «Телеcпутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «ТелеСпутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Также читайте «Телеcпутник» во «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассниках» и Twitter.

И подписывайтесь на канал «Телеспутника» в «Яндекс.Дзен».