Современную стройку невозможно представить без мощных транспортных средств. Все время, пока ведутся работы, грузовые автомобили подвозят на стройплощадку оборудование и материалы, вывозят мусор и грунт, а также выполняют массу других важных функций. В этой статье мы коснемся нескольких типов грузовых машин большой грузоподъемности, которые можно встретить на стройке наиболее часто.
Если о грузовых машинах малой и средней грузоподъемности мы пишем постоянно, то о мощных грузовиках, способных перевозить габаритные и тяжелые грузы, — несколько реже; исключение в этом классе составляют разве что седельные тягачи, которым в последних номерах было уделено некоторое внимание. Сегодня мы постараемся восполнить этот пробел и расскажем о главных типах грузовых шасси, которые находят широкое применение в строительной сфере, — к ним относятся прежде всего грузовики большой (5 — 10 тонн) и особо большой (более 10 тонн) грузоподъемности, о которых у нас и пойдет речь.
Спектр транспортных средств, обслуживающих строительную сферу, весьма разнообразен. Это и самосвалы, и автомобили с открытой грузовой платформой, и фургоны, и автоцистерны для перевозки жидких грузов, и машины со специализированными кузовами и надстройками разного типа. В рамках настоящего материала мы вкратце рассмотрим наиболее распространенные типы подобных транспортных средств и проиллюстрируем каждый из них соответствующим примером.
Пожалуй, наиболее распространенным в строительстве, включая дорожное, видом грузовика большой грузоподъемности является самосвал. Эти машины перевозят за один рейс тонны навалочных или сыпучих грузов, необходимых строителям, и вывозят с объекта сопоставимые количества грунта, мусора и всего того, чему не место на строительной площадке.
Самосвалом принято называть грузовой транспорт с подвижным кузовом — таким, который с помощью гидропривода можно поднять для быстрой разгрузки. Возможность последней и определяет неизменную популярность техники этого типа на протяжение многих десятилетий.
В России и странах бывшего Союза одной из самых массовых моделей самосвалов в течение уже двадцати лет является КАМАЗ-65115 грузоподъемностью 15 тонн с разными вариантами исполнения самосвальной платформы. Выносливость и неприхотливость этой машины сразу снискали ей популярность — причем не только в строительной отрасли: несмотря на то, что Камский автозавод регулярно представляет большой количество новинок, эта модель (включая созданный на ее базе полноприводный 6х6 КАМАЗ-65111) до сего дня уверенно держится в топе самых продаваемых машин.
Самосвал КАМАЗ-65115 — трех-осный саморазгружающийся автомобиль с двухместной кабиной, традиционно расположенной над двигателем. Подвеска у него рессорная, трансмиссия — механическая. Устанавливаемый на него самосвальный кузов производит НЕФАЗ. На самосвал устанавливается дизельный силовой агрегат производства Cummins (300 л.с.) или КАМАЗ (280 л.с.) экологического класса Евро-4.
Самосвалы КАМАЗ-65115 комплектуются самосвальной платформой вместимостью 10 кубометров. Имеются три варианта: ковш/совок прямо-угольного профиля с задней разгрузкой; кузов овального профиля также с задней разгрузкой; прямоугольная бортовая платформа с трехсторонней разгрузкой. Кузов самосвала стальной, с различными вариантами навески бортов. Для подъема/опускания применяется гидропривод, включающий коробку отбора мощности с насосом, гидроарматуру и телескопические гидроцилиндры.
Шасси КАМАЗ-65115 может быть укомплектовано кабиной как с высокой крышей, так и без. Различные варианты по колесной базе и, соответственно, монтажной длине рамы допускают установку спецнадстройки разных габаритов и полной массой установленного технологического оборудования до 15 тонн. Приличная грузоподъемность, небольшой расход топлива, осевая нагрузка, удовлетворяющая даже минимальным нормативам, вместе с вышеуказанными преимуществами позволяет этой модели и ее разновидностям уверенно лидировать на рынке продаж автомобилей-самосвалов. Надежная рессорная подвеска, балансирная сзади и зависимая на двух листовых полуэллиптических рессорах спереди, дает возможность без особых последствий эксплуатировать эту машину в любых дорожных условиях.
Другим типом популярного у строителей грузовика является уже упомянутая выше грузовая платформа. Иногда она самосвального типа, как у одной из разновидностей рассмотренного КАМАЗ-65115, но чаще выполняется неподвижной и служит для перевозки разного рода грузов, включая строительные материалы и спецтехнику. Платформа, снабженная откидными бортами и — если того требуют особенности перевозимых грузов — тентом, превращается в бортовой автомобиль. Как правило, базовые модели известных производителей имеют и ту, и другую модификации: и грузовой платформы, и бортового грузовика.
Поскольку мы начали говорить о популярных моделях, особенно востребованных для перевозок по дорогам общего пользования, в том числе — для нужд строительной сферы, удачным примером машины названного типа будет модель МАЗ-6312 — крупнотоннажный грузовик, заявленный в двух исполнениях: шасси, предназначенное для монтажа огромного перечня специального оборудования (автоподъемники, эвакуаторы, цистерны, фургоны и т.д.) и бортовой автомобиль.
МАЗ-6312 комплектуется несколькими вариантами цельнометаллической двухдверной кабины — малой или большой с низкой или высокой крышей (в первом случае — с двумя посадочными местами, а во втором — еще и с парой спальных полок).
Монтажная длина рамы у автомобиля-шасси варьируется от 5300 до 7300 мм. Бортовой вариант оснащается грузовой платформой со следующими внутренними размерами: 7300 мм в длину, 2480 мм в ширину и 660 мм в высоту (с учетом тента — 2540 мм, а объем в таком случае достигает 46 — 48,9 кубического метра). В снаряженном виде МАЗ-6312 весит от 8850 до 12100 кг в зависимости от исполнения, а его грузоподъемность колеблется от 14 010 до 22 950 кг.
Для автомобиля предусматривается большой выбор дизельных силовых агрегатов с турбонаддувом, аккумуляторным впрыском Common Rail, интеркулером и жидкостным охлаждением производства МАЗ, ЯМЗ или MAN или Cummins мощностью от 270 до 412 л.с.
Для грузовика предлагаются 9-, 12- и 16-ступенчатые механические коробки передач — все количество мощности направляется на два задних моста, оснащенных блокируемыми межколесными и межосевым дифференциалами. МАЗ-6312 базируется на раме лестничного типа, созданной из высокопрочной стали. На передней оси автомобиля использована зависимая подвеска с рессорами полуэллиптического строения, поперечным стабилизатором и обычными амортизаторами.
Задняя тележка МАЗ-6312 подвешена посредством балансирной конструкции с малолистовыми или многолистовыми рессорами, а на некоторых версиях — со стабилизаторами поперечной устойчивости. Грузовик укомплектован гидравлическим усилителем руля, тормозной системой с барабанными устройствами и ABS, а также топливным баком вместимостью 300 — 500 литров. Уже в базовой комплектации грузовик оснащается подрессоренным местом водителя, ABS, гидроусилителем руля, аудиоподготовкой и отопителем кабины.
На платформы и бортовые грузовики наиболее часто устанавливают разного рода вспомогательное оборудование, использование которого может стать хорошим подспорьем в погрузо-разгрузочных работах, а также на ряде этапов строительства. К такому, в числе прочего, относятся краноманипуляторные установки (КМУ). В России на грузовой транспорт монтируются КМУ как зарубежного (чаще всего марки Palfinger), так и отечественного производства — например, завода «Галичанин», широкий ассортимент которых представлен у генерального дистрибьютора продукции этой марки, компании «Кудесник». Один из самых востребованных сегодня образцов КМУ-150 «Галичанин» грузоподъемностью 7 тонн с грузовым моментом 15 т*м. Эта установка совмещает в себе функции крана и гидроподъемника и предназначена для проведения погрузо-разгрузочных, строительных, монтажных и ремонтно-восстановительных работ. Собственно, для нужд строителей и энергетиков эта модель КМУ и разрабатывалась. КМУ-150 устанавливается на все известные модели полноразмерных бортовых автомобилей. Комплект для монтажа входит в состав КМУ. Наличие полноценного опорно-поворотного устройства без ограничения угла поворота позволяет оператору выполнять поворот КМУ и не беспокоиться об ограничении рабочей зоны. Кроме того, для КМУ-150 предусмотрена возможность телескопирования секций стрелы с грузом без снижения грузовых характеристик — а также возможность опускания стрелы ниже уровня горизонта на 15°, что облегчает осмотр и обслуживание стрелы, монтаж рабочей платформы (люльки) на стрелу и обеспечивает комфортный доступ в нее с земли.
На КМУ-150 «Галичанин» установлена шестисекционная стрела длиной 19 м из высокопрочной стали. Каждая из опор КМУ может выдвигаться независимо от других — при этом имеются дополнительные телескопические опоры, увеличивающие опорный контур, обеспечивающие конструкции большую жесткость и, как следствие, минимизирующие раскачку груза. Управление крановыми операциями может осуществляться как с верхнего поста, так и с нижнего или дистанционно при помощи пульта. В комплектацию КМУ входит тент, защищающий крановщика от воздействия природных факторов (ветер, снег, дождь). Опционально эта модель может комплектоваться электроизолированной гравитационной двухместной рабочей платформой (люлькой), позволяющей обслуживать линии электропередач напряжением до 400 В.
Для удобства работы в темное время суток на оголовке стрелы и рабочем месте оператора предусмотрено освещение рабочей площадки. В целях безопасности при работе на КМУ предусмотрено оборудование гидроцилиндров и лебедки тормозными клапанами, которые позволяют удерживать груз в любом положении, фиксация колонны и опор в транспортном положении, а также защитное ограждение на платформе, (люльке) предохраняющее руки монтажников, держащихся за перила, от случайного столкновения рабочей платформы с предметами в зоне обслуживания. С той же целью в наличии имеется проушина для крепления карабина предохранительного пояса, механизм горизонтирования рабочей платформы относительно стрелы крана-манипулятора и система аварийного опускания стрелы и рабочей платформы при отказе двигателя автомобиля.
Если КМУ — механизм многофункциональный, находящий свое применение во многих сферах человеческой жизнедеятельности, то ряд других механизмов, монтируемых на грузовое шасси, имеет четко выраженное строительное предназначение. Именно к этому роду машин относятся автобетоносмесители, предназначенные для доставки готовой бетонной смеси с завода к месту строительства. Такая машина представляет собой полноразмерное грузовое шасси, оборудованное вращающейся емкостью (барабаном) для доставки бетона. Вращение емкости обеспечивает сохранность и однородность бетонной смеси в процессе транспортировки. Внутри барабана находятся спиральные лезвия. При вращении в одном направлении (при загрузке и транспортировке) лезвия загоняют смесь глубже в барабан. Во время движения автобетоносмесителя с бетонной смесью и на временных остановках вращение барабана в противоположном направлении категорически запрещено — оно осуществляется лишь при разгрузке на строительном объекте. Бетонная смесь может приготавливаться и непосредственно в барабане автобетоносмесителя, в который загружаются цемент, добавки, вода и наполнители, — однако в России получила большее распространение транспортировка автобетоносмесителем готовой смеси с завода.
Один из самых распространенных в России брендов бетоносмесителей, устанавливаемых на грузовое шасси, — TIGARBO, принадлежащий ЗАО «КОМЗ-Экспорт». Это предприятие выпускает большое число строительной спецтехники, в том числе автобетоносмесители (миксеры) для транспортировки бетонной смеси и ее разгрузки непосредственно на место укладки или в другие бетонотранспортные устройства: бетононасосы, конвейеры, тару. Кстати, автобетоносмесители TIGARBO можно использовать и для транспортировки сухой бетонной смеси.
Современный модельный ряд миксеров TIGARBO включает девять типоразмеров с номинальной вместимостью барабанов 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 кубических метров бетонной смеси.
Комплекты технологического оборудования автобетоносмесителя монтируются на шасси различных марок и моделей: КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ, МЗКТ, МАЗ-MAN, MAN, VOLVO, SCANIA, MERSEDES-BENZ и другие. Кроме того, миксеры также могут устанавливаться на шасси полуприцепов 994500 (Инток), 964812 (Сеспель), 9905 (СЗАП).
Базовый модельный ряд миксеров расширяется благодаря большому количеству модификаций. Основные модификации отличаются в зависимости от применения различных автономных двигателей, гидравлических трансмиссий, водяных баков различного объема, трех типов смесительных барабанов, нескольких вариантов брызговиков, систем управления и вариантов систем подачи воды.
Многие современные строительные и отделочные материалы довольно чувствительны к транспортировке: им необходима не только защита от атмосферных осадков, но и исключение влияния влажности, прямого солнечного света, резких перепадов температуры. Для доставки больших объемов таких материалов к месту строительства используются автофургоны на полноразмерном шасси. Эта техника универсальна, она подходит для доставок и вывозов как стройматериалов, так и других грузов, поэтому фургоны на полноразмерном шасси сегодня предлагают многие производители грузовиков по всему миру. Один из них — компания Scania, предоставляющая богатый выбор такой техники, от двухосных городских автомобилей полной массой 16—18 тонн до трехосных, повышенной грузоподъемности (25—26 тонн) для региональных перевозок. Интересно отметить, что Scania поставляет автомобили с готовыми монтажными кронштейнами для надежного закрепления грузов внутри фургона.
С 2010 года производство фургонов и других разновидностей грузовых автомобилей Scania налажено в России, однако нестандартные шасси и надстройки придется заказывать в Швеции. Впрочем, заказать надстройку нужного образца для шасси Scania можно и в России — с такой задачей справятся специалисты производственного объединения «НижСпецАвто». Фургоны Scania P360 LB6X2HNA — наиболее грузоподъемные и мощные в серийной линейке данного производителя. Они оснащены 360-сильными турбодизельными моторами класса Евро-4, обеспечивающими уверенную тягу на всем диапазоне рабочих оборотов, и имеют трехосную компоновку, а одна из осей (задняя) оборудована подъемным устройством. Кабина, установленная на этих грузовиках, имеет спальное место, поэтому эти автофургоны могут использоваться и в перевозках на весьма удаленные строительные объекты. Максимальная длина фургона составляет 8,7 м, а грузоподъемность — около 13 тонн.
Кроме нескольких перечисленных типов спецтехники, использующихся в строительной отрасли, широкое распространение в этой сфере также получили автокраны, автоцистерны, автобетононасосы, металловозы, панелевозы, бурильно-крановые машины и целый ряд других разновидностей. Обо всех этих видах спецтехники на полноразмерном грузовом шасси мы писали не однажды — и на этот раз не будем повторяться. Заметим только, что стремительное развитие строительной отрасли побуждает производителей грузовиков и оборудования создавать не только образцы машин, превосходящие прежние в плане производительности и функциональности, но зачастую и технику принципиально нового типа, устанавливаемую на грузовое шасси.