— Денис, подскажи, возможно ли относиться ко всем людям объективно? Ведь зачастую на многое влияет наше личное отношение к другому человеку: за один и тот же поступок одного мы легко прощаем, а с другим вообще способны порвать всяческие контакты.
— По моему мнению, всамделишная объективность вряд ли возможна. Изначально, вся наша жизнь субъективна. Поэтому стремиться к объективности — это, конечно, интересная игра, но вряд ли мы достигнем в ней полного успеха. Просто у нас есть центр нашего восприятия и жизни – это наши личные интересы. С этим связано наше настроение, наши желания, вообще всё, что мы делаем и ощущаем в этой жизни. Поэтому попытка быть объективными по отношению ко всем окружающим будет скорее похожа на симуляцию. Как вообще я могу объективно относиться к человеку, если мне моя жизнь дороже чем его? Я нахожусь в своём теле, и по этому параметру я сам себе ближе, чем другой человек, и это логично абсолютно для каждого из нас. «Своя рубашка ближе к телу». А уж свое тело – тем более :)
Наше субъективное восприятие разных людей основывается на том, насколько тот или иной человек нам симпатичен, насколько мы видим его образ в своих дальнейших планах, нужен ли он нам дальше по жизни. Кстати, есть такой стереотип, что нужно обязательно налаживать самые замечательные отношения с родными по крови людьми. Но на самом деле, часто возникает ситуация, когда для человека большинство его родственников абсолютно чужие. Они будто с разных планет, их не связывает ничего, кроме кровных родственных уз. И эта связь уж точно не должна влиять на взаимоотношения. А бывает так, что человек нам абсолютно посторонний, встреча с ним произошла буквально вчера. Но есть прочное внутреннее ощущение, что мы знаем его уже не первое столетие и по духу он нам очень близок. С ним хочется общаться дальше и, возможно, нам суждено через многое вместе пройти, много чего совместного и интересного осуществить.
Вообще, на общество накладывает отпечаток и то, что сейчас мы цивилизационно находимся в совсем другой стадии. Если бы мы жили как аграрные племена, чья жизнь зависела от сельского хозяйства, возделывания земли и выращивания скота, то наши семейные узы были бы более крепкими. Но так было бы не потому, что семья являлась бы более святой, а просто по той причине, что вся эта цивилизация строилась на семейном землевладении. Т.е. семья для человека значила очень многое: вся жизнь крутилась вокруг семьи, жизненный и профессиональный опыт передавался от одного к другому и т.д. Это диктовалось необходимостью, таковы уж были условия для нормальной жизни. И даже не стоял вопрос о семейных ценностях, просто необходимость и всё. Сейчас же мы переходим к совершенно новому типу цивилизации. Совсем недавно у нас был индустриальный этап цивилизации. Там семья тоже была важна, но уже рассматривалась в более узком смысле. Семья состояла из мужа, жены и детей. Даже с родителями повзрослевшие дети разъезжались, предпочитая, если есть такая возможность, жить отдельно, автономно. В тот период очень многое зависело от города проживания, от места работы, от близости тех или иных важных для работы объектов. Но большая семья уже не требовалась, поскольку маленькая семья кормила сама себя и не нужно было жить кланом. В тот момент многое было завязано на профессиональной общности, были важны отношения с коллегами, с начальниками, со всеми, кто работает на конкретном предприятии. Сейчас же у нас появляется всё больше возможностей жить индивидуально, отдельно, мы атомизируемся. Мы не привязаны к определённому городу, не привязаны к конкретному месту, к одной организации. Зачастую место жительства человека может быть даже в другой стране по отношению к месту его работы. Людям больше не обязательно приезжать в офис, или же это требуется сделать 1-2 раза в год. Более того, при всё возрастающей нашей независимости от семейной жизни, мы сейчас имеем больше возможностей для общения с ней, и общения не «потому что так надо», а потому что этого хочется. Например, если супруги работают формально в разных городах, а реально сидят в одной квартире, то стоит переступить порог комнаты — и они уже вместе. И их совместная жизнь уже не зависит от графиков работы, от длинного пути до дома и от других подобных вещей, которые ещё совсем недавно казались непреодолимыми. Единственное, что сейчас нельзя сделать на расстоянии в плане взаимодействия людей — это пощупать и понюхать собеседника, а вот услышать и увидеть — проще простого. Так что, жить становится всё интересней и интересней. Новые условия и новые возможности, которые у нас постоянно появляются, тут же оказывают влияние на то, что происходит с человеком, с личностью, с семьёй. Человек меняется, и он должен меняться, иначе он просто будет неадекватным.
— А если вернуться к объективности, какие выводы можно сделать в плане стремления к ней?
— Можно пробовать, если хочется, но нужно абсолютно спокойно относиться к тому, что наше отношение ко всему изначально субъективное, и это совершенно нормально. Ни бояться, ни стыдиться этого не стоит. Есть такие люди, которые считают, что субъективность — это негативное качество, порок, от которого нужно обязательно избавиться. Но это неверно, более того, избавиться от него невозможно. Разве что после смерти появится что-то похожее на всеобщую объективность, но проверять это я пока не спешу. И вам не рекомендую :)