Найти тему

Фантасты, которые подвели

Оглавление
Источник:  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b4/Stephen_King_-_2011.jpg/800px-Stephen_King_-_2011.jpg
Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b4/Stephen_King_-_2011.jpg/800px-Stephen_King_-_2011.jpg

В последние годы для писателей стало все больше возможностей не только публиковать творчество, но и зарабатывать на нем. Самые настойчивые могут запросить деньги вперед, организовав сбор средств на грядущую книгу. Часто краудфандинг – это спасение для новичков, не имеющих прочных связей в индустрии. Но, как оказалось, им давно пользуются вполне успешные и состоявшиеся фантасты.

Растение, которое не выросло

У Стивена Кинга находится время на игру на гитаре, но не на завершение книги, за которую читатели уже заплатили. Источник: https://www.flickr.com/photos/theuso/10968905154
У Стивена Кинга находится время на игру на гитаре, но не на завершение книги, за которую читатели уже заплатили. Источник: https://www.flickr.com/photos/theuso/10968905154

Как ни странно, но Стивен Кинг оказался не только отцом жанра ужасов… Но и одним из родоначальников книжного краудфандинга. В 2000 году автор анонсировал книгу про загадочную переписку писателя и редактора издательства под названием «Растение».

Главы постепенно выкладывались в открытый доступ на сайт, но посетителям предлагалось каждый раз перевести 1 доллар. Если процент выплат от скачиваний составлял 75%, то Кинг публиковал следующую главу. Причем соотношение было известно только фантасту. Поначалу эксперимент шел хорошо, но после шестой главы нужный процент не набрался. И фантаст перестал выкладывать продолжения! И денег добросовестно сдавшим – тоже не вернул. Книга так и не была окончена, но сам Кинг заработал на доверчивых поклонниках полмиллиона долларов.

«Клэнг», который сделал «БЗДЫНЬК!»

Нил Стефенсон будто бы держит виртуальный меч, которым не суждено помахать в симуляторе фехтования «Clang». Источник: https://www.flickr.com/photos/jmpk/2900306399
Нил Стефенсон будто бы держит виртуальный меч, которым не суждено помахать в симуляторе фехтования «Clang». Источник: https://www.flickr.com/photos/jmpk/2900306399

Нил Стефенсон, наравне с Джорджем Мартином, считается одним из лучших фантастов нашего времени. К сожалению, с отцом «Игры престолов» его роднит еще и то, что он не всегда выполняет давно обещанное.

Основанная им компания «Subutai Corporation» собралась сделать компьютерную игру по его циклу «Монголиада» с громким, будто звон меча, названием «Clang». Нил подключил к рекламе самого Гейба Ньюэлла, создателя серии «Half-life» и цифрового магазина «Steam», и собрал внушительные полмиллиона долларов. Игра должна была устроить революцию в виртуальном фехтовании.

Но спустя пару лет было объявлено, что все деньги сотрудники «Subutai» потратили не на создание полноценного продукта… а на привлечение богатых инвесторов и издателей, которые так и не пришли. Игрокам досталась лишь куцая демоверсия.

Конечно, в пользовательском соглашении стоял еле заметный пункт, что полноценную игру никто и не обещает… Но в рекламе об этом не было ни слова!

Как «Плащ Аватара» обернулся плачем не автора, но читателей

Как бы грядущие книги нового цикла Трэйси Хикмана (слева) не постигла судьба продолжения сериала "Светлячок", где сыграл Натан Филлион (справа) . Фотограф: Trhickman. (С) wikimedia.org
Как бы грядущие книги нового цикла Трэйси Хикмана (слева) не постигла судьба продолжения сериала "Светлячок", где сыграл Натан Филлион (справа) . Фотограф: Trhickman. (С) wikimedia.org

Трэйси Хикман – еще одна легенда в жанре фэнтези. Он вместе с соавтором Маргарет Уэйс породил «Сагу о Копье», которая насчитывает почти две сотни книг. Но в его новом цикле пока лишь один том.

Хотя проект весьма масштабный. В его рамках были завершены две кампании по сбору средств. Разработчики компьютерных ролевых игр «Shroud of the Avatar» («Плащ Аватара») и «Underworld Ascendant» («Восхождение в подземный мир») позаимствовали у доверчивой публики 12 миллионов и 860 тысяч долларов соответственно. Студию первой игры «Portalarium», к слову, возглавил миллионер, слетавший на МКС в компании с российскими космонавтами, Ричард Гэрриот (также соавтор Хикмана по «Shroud of the Avatar»). Сбор средств осуществлялся независимо друг от друга в разное время, но игры проходили в одной вселенной. Помимо самих игр были также обещаны сувениры, карты и, собственно, книги.

Хикман, на правах главного сценариста «Shroud of the Avatar», должен был написать по мотивам каждой из игр по три книги для всех, кто заплатил определенную сумму денег. К сожалению, пока доступен только один роман по «Shroud of the Avatar». И лишь в электронном виде. Не получившим бумажный вариант возместили взносы… внутриигровой валютой.

Что же до «Underworld Ascendant» – пока на подходе только одна книга. И то в электронном виде.

Разумеется, быть может, тому виной не автор, а руководство студий… Но Хикман участвовал в рекламной кампании, а тех, кто заплатил, не предупреждали о подобном.

Перечисленные случаи показывают, что платить вперед за творчество – не всегда лучшая идея. С другой стороны, если поклонники действительно любят и доверяют своим кумирам, то способны и простить им невыполненные обещания. Куда сложнее простить плагиат… А может, легче? Что хуже – потраченные впустую деньги или позаимствованные идеи? Прочитайте ЭТУ подборку и решите сами! Или, быть может, вам интересно, как писатель исправно выпускал книгу за книгой, но чуть не угодил за решетку? На канале «Это фантастика!» полно историй, как о творчестве, так и о создателях!