Питер Гэбриэл (Peter Gabriel) работает для вечности, а потому никуда не спешит. Последний альбом (ублюдское слово "крайний" не употребляю принципиально) с новым авторским материалом он выпустил в 2002 году, когда ещё не было ни смартфонов, ни фейсбука, то есть очень давно. Назвал его "Up" ("Вверх"), указал, так сказать, направление, а сам пошел копаться в своей алхимической лаборатории, продолжать поиски философского камня. Как найдет, тогда и будут нам новые песни, а пока слушаем и пытаемся вникнуть в это мощное послание, там такая глубина, что только опытный дайвер осилит. Хотя другие Гэбриэла и не слушают. Шаг навстречу массовому слушателю Питер сделал только в 1986 году с альбомом "So", заимел парочку мировых хитов, и скрылся в тень, словно испугавшись собственного успеха. Следующая пластинка, "Us", вышла лишь в 1992 г., и попсовые нотки на ней уступили место этническим мотивам, до которых Гэбриэл большой охотник. Ну а работа над "Up" заняла целых десять лет, в течение которых Гэбриэл успел и поседеть, и облысеть, и набраться вселенской мудрости.
А как сказано в Писании, многие знания несут многие печали, вот и музыка Питера налилась темной меланхолией, а тут ещё и теракт 11 сентября случился. Две дочери Гэбриэла тогда находились в Нью-Йорке, и он долго не мог с ними связаться, чтобы узнать, всё ли с ними в порядке. Размышления о жизни и смерти стали основной темой альбома, в создании которого приняли участие многие музыканты, с которыми Гэбриэл работал и ранее: David Rhodes (guitar), Tony Levin (bass), Manu Katché (drums), и другие. За электронику, программирование и прочие примочки отвечал Richard Chappell, обеспечивший современный саунд, а сам маэстро, помимо вокала, сыграл на множестве инструментов и самостоятельно спродюсировал диск.
Первая же композиция, Darkness (Тьма), погружает слушателя в атмосферу детских кошмаров, когда под кроватью прячутся чудовища (думаю, многим знакомо это ощущение). Тяжелые риффы с искаженным звуком - лучшая иллюстрация к сказанному, там всё понятно и без слов. Мистическая Growing Up (Взросление), с пульсирующим ритмом, проходит путь от рождения до смерти, увиденный глазами странствующего духа. Медленная лирическая Sky Blue (Синева небес) украшена изумительным соло на гитаре Питера Грина (Peter Green) - он играет всего несколько нот, но звучит это божественно, растворяя слушателя в небесах, о чем и поется в песне. No Way Out (Не уходи отсюда), напротив, исполнена трагизма, так как говорит об умирании, с повторяющимся припевом "Не уходи, не покидай нас", который звучит как заклинание. Той же теме потери посвящена и I Grieve (Я горюю), которую Гэбриэл исполнял в телепередаче, вышедшей в первую годовщину трагедии 11 сентября. Немного рассеивает мрак The Barry Williams Show, рассказывающая о телеведущем, изображая его как хирурга, "препарирующего" участников, приглашенных на популярное ток-шоу. Композиция выполнена в расслабленном джазовом ритме с аккомпанирующей духовой секцией. Но дальше певец вновь уводит нас в меланхолию, тщетно пытаясь поймать утекающую как вода жизнь в песне My Head Sounds Like That (Моя голова наполнена этими звуками). More Than This пытается найти ответ на вопрос, есть ли ещё что-то кроме земной жизни, вечный вопрос: уйти или продлиться? И венчает альбом потрясающая грандиозная вещь Signal To Noise (Сигнал шуметь), с вокальной партией пакистанского певца Али Хана (Nusrat Fateh Ali Khan), обладавшего уникальным по силе и воздействию голосом. Гэбриэл планировал сделать запись его пения в студии, но неожиданная смерть Хана помешала сделать это, и в альбом была включена звуковая дорожка с зафиксированным на ней концертным выступлением. Каждый раз, когда его слушаю, озноб по коже - настолько феноменально это исполнено! Кульминационная концовка песни в сопровождении оркестра ставит жирное многоточие, за которым следует финал альбома - маленькая The Drop (Капля), только голос и фортепиано.
Наверное, не все со мной согласятся, но этот альбом - мой любимый в дискографии Гэбриэла. Действительно зрелая, глубокая работа большого мастера. Вот уже семнадцать лет жду продолжения, ну ничего, подожду ещё. Шедевры трудно рождаются. Напоследок предлагаю посмотреть видеоверсию "Шоу Барри Уильямса". Не будьте рабами телевизора, лучше слушайте хорошую музыку! - говорит нам мудрец Гэбриэл, и я, Флориан Блэк, могу только повторить его призыв.
До новых встреч!