Определиться необходимо, чтобы у человека сложилось твердое мировоззрение.
Если он скажет — буду зоологом, то в этом все.
И все, что у него есть, он отдает работе в области зоологии на пользу своей родины.
В этом разница между советским зоологом и зоологом капиталистической страны.
Советский зоолог скажет: на этом поприще я обязательно принесу максимум пользы своей родине. И он добьется своего, он сделает большое дело ...
Я лично очень уважаю людей, которые выработали свои убеждения и свой характер. Но, может быть, вам еще рано об этом беспокоиться?
Нет, товарищи, не рано.
Вероятно, вы хорошо знаете жизненный путь товарища Сталина. Уже в пятнадцатилетием возрасте он стал марксистом, а с семнадцати лет его изгнали из семинарии за то, что он имел опре деленные политические убеждения, целиком направленные против царского самодержавия, против капиталистов. Вот видите, как рано самоопределился товарищ Сталин.
Но если прежде люди могли так рано самоопределяться, то вам теперь куда легче решить эту задачу».
Ежегодно десятки тысяч советских юношей и девушек, решая задачу самоопределения, поступают в педагогические учебные заведения.
Начиная с 1945 года, кафедра педагогики Ульяновского педагогического института проводит среди студентов пер вого курса небольшую анонимную анкету, состоящую из следующих трех вопросов: «Почему я избрал педагогиче скую деятельность? Какую художественную и педагогиче скую литературу я читал о детях, школе и учителе? Чего я, жду от педагогического института?»
Мы не претендуем на исчерпывающие ответы на постав ленные вопросы, хотя и требуем полной искренности и от кровенности от каждого студента.
Анкета помогает преподавателю психолого-педагогических дисциплин составить общее, предварительное представление о мотивах, побудив ших студентов поступить в педагогический институт, о степени их интереса к школе и детям, об имеющихся у ник предварительных знаниях по педагогике и психологии, о их надеждах и их требованиях к институту,—это с одной сто роны.
С другой, — анкета заставляет студента более глубоко продумать вопрос о своей будущей профессии, еще раз проверить себя, вводит его с первых дней пребывания в ин ституте в круг педагогических интересов, требует от него серьезного и ответственного отношения к обязанностям студента, будущего учителя советской школы.
Нами изучены и проанализированы 166 таких анкет.
Ответы на первый вопрос—«Почему я избрал педагогическую деятельность?» — можно разбить на четыре категории или группы.
К первой категории относятся ответы студентов, решивших без всяких сомнений и колебаний еще до окончания средней школы избрать своей профессией педагогическую деятельность.
Таких ответов 115 из 166, или около 70 проц.
Это наиболее интересная группа ответов.
В числе причин и мотивов, побудивших студентов поступить в педагогический институт, встречаем: стремление быть максимально полезным своей родине, воспитывать таких советских патриотов, как Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Александр Матросов, любовь к детям, призвание к учительской работе, желание изучить психику ребенка, влияние семьи (отца, матери — педагогов), влияние школы, любимого учителя, ра бота в качестве пионервожатого, временная работа с детьми в младших классах школы по поручению учителя, пребывание в Советской Армии, любовь к литературе, математике, истории и т. д.
У одного и того же студента сочетаются разные мотивы: тут и любовь к детям, и влияние семьи, учителя, школы, игра «в школу» в детстве. Вот ответ студентки естественного факультета: «С десятилетнего возраста я уже увлекалась «педагоги ческой» деятельностью.
Мне очень нравилось учить моих подруг, еще не посещавших школу. Помню, у нас был «класс» для занятий, была доска, тетради, своя библиотека. Мои «ученицы» приносили домашние детские книжки, из этого фонда мы и давали читать.
Часто после «уроков» мы занимались художественной самодеятельностью, и родители наши были очень довольны. Однажды мы занимались на улице* Мимо нас проходила учительница. Она остановилась, внимательно посмотрела на пас, улыбнулась и сказала: «Когда-то и я точно также учила ребят, мечтала, а ног 'те перь моя мечта сбылась. Да и ты тоже будешь настоящей учительницей». Я смутилась, покраснела .. . Время шло. И вот летом этого года я стала счастливейшим человеком. 2-ое сентября, день начала занятий в институте, самый сча стливый день в моей жизни. И я буду всегда с благоговением помнить тот день, когда, мне сказала учительница: «И ты будешь настоящей учительницей».