В обзорной статье по заданиям я выделил три важных, на мой взгляд, типа задний: обучающие, тренировочные и проверочные. В этой статье речь пойдёт о проверочных заданиях чуть подробнее. Я постараюсь перечислить критерии хорошего задания, дать практические рекомендации и разобрать примеры.
Я буду приводить примеры из физики, но те же принципы отлично работают в математике и даже гуманитарных предметах.
Простота
Задание для проверки должно быть простым в том смысле, что для его решения не требуется ничего, существенно выходящего за пределы проверяемой темы. Например, если задание по физике, то математика должна быть сведена к минимуму: вычисления должны выполняться в уме и без калькулятора, без использования редких или громоздких математических формул.
Хорошо подходит для проверки знания правила рычага:
Вычисления сводятся к решению уравнения 80*30=x*80 (0,8*30=x*80, если в СИ)
Не слишком подходит для проверки умения использовать законы движения при равноускоренном движении:
При решении этой задачи потребуется решать систему нелинейных уравнений, выполнять вычисления с "нетабличными" синусами
Точность
Это очень близко и прямо вытекает из предыдущего: Один выстрел - один труп. Одним заданием можно проверять только один навык или знание.
Казалось бы - простое правило, но часто во всевозможных "типовых контрольных работах" встречаются задачи, требующие сразу десятков навыков: и умение дифференцировать, и умение строить графики, и умение решать неравенства.
Запрет на угадывание
Один из самых тяжёлых критериев. Задание должно быть построено так, чтобы попытка угадать вела в неправильный ответ. При чём угадывать ученики умеют не только ответ, но и сами действия, которые надо выполнить, чтобы ответ получить. Особенно, это хорошо видно в физике: зная наизусть несколько формул ученик может просто перебирать их одну за другой, распихивая числа вместо букв, пока вычисления не будут "хорошими".
Плохой пример:
Что здесь неудачного? Предположительно, понимающий ученик переведёт скорость в единицы СИ и поделит на 10 с. Попробуем поделить без перевода, как бы поступил перебирающий ученик - получим десятичные дроби, а если переводить - нет.
На такие вещи надо ставить "ловушки", чтобы первый шаг угадывания давал "хороший" результат.
Хороший вариант на тот же навык перевода в единицы СИ с "ловушкой":
Посмотрите, несмотря на десятичную дробь в условии, деление в нескольких неправильных вариантах даст хорошее число:
И именно эти варианты, как правило, ученик перебирает первыми. С точки зрения угадывальщика правильнее ответ "12" - целое число и все исходные данные задействованы.
Ключевые слова
Решение заданий с упором на ключевые слова в тексте - один из вариантов угадывания, поэтому его надо отсеивать.
Зная, на какие ключевые слова в тексте ориентируется ученик, можно подобрать такую задачу, чтобы ответ при таком решении получался, но он бы был неправильный. Например, задача :
Ориентируясь на ключевые слова "путь", "скорость" и "время", многие ученики сразу подставляют эти числа в формулу v=s/t, и находят ответ 25с. Неправильный.
Информативные неправильные ответы
Если придерживаться предыдущих принципов при выборе или составлении заданий, то каждый неправильный ответ ученика даст учителю однозначный (или почти однозначный) ответ на вопрос "о чём думал ученик, решая задачу?"
А вот правильный ответ не даст вообще никакой информации, про что я уже писал.
Заключение
Я постарался пробежаться по основным критериям. Конечно, в каждом конкретном случае надо разрабатывать уникальные задания, подходящие по возрасту, предмету и тематике. И их надо бы много сделать, потому что единожды наступив на грабли, второй раз ученик может их специально начать искать в том же самом месте. Конечно, каждый опытный учитель в контрольную работу именно такие задания насобирает и без моей подсказки.
А знаете, где я видел такие задания, которые и по всем критериям проходят, и уникальны, и их тысячи, и каждый неправильный ответ позволяет попасть в голову ученику? Не догадываетесь? В ЕГЭ.