Здесь и далее речь пойдёт Советском подходе к выбору профессии студентами.
Выбор профессии имеет большое государственное и политическое значение.
Государство, партия, народ заинтересованы в том, чтобы каждый выбирал такую профессию, которая в максимальной степени выявляет и развивает творческие способности личности, профессию, в которой личность может принести наибольшую пользу своему отечеству, отдать ему все силы своего ума, сердца и воли, всю жизнь свою в избранной ею области.
Профессия — это основная форма социалистического труда, основной вид общественно-полезной деятельности гражданина советского государства, поэтому выбор профессии— не только и не столько личное дело молодых людей нашей страны, сколько дело общественное и государственное.
У нас тысячи профессий.
Каждая из них, как определенная форма социалистического труда, полезна, необходима, ценна.
У нас нет и не может быть плохих профессий, но все еще встречаются плохие специалисты. Чтобы у нас было плохих специалистов, равнодушных, бесстрастных, беспринципных и бсзидейных ремесленников, необходимо со всей серьезностью и ответственностью подходить к выбору профессии.
Выбор профессии—большая общественная и культурно-воспитательная проблема.
Школа, высшие учебные заведения, родители, комсомол, печать, широкая советская общественность должны помогать нашей молодежи в выборе профессии.
Ведущая роль здесь принадлежит школе, учителю и особенно классному руководителю.
Вопрос о выборе профессии нужно ставить не в десятом классе, а за три—четыре года до окончания школы.
Роль учителя, классного руководителя в выборе профессии исключительно велика и ответственна.
Академик Е. В. Тарле, вспоминая своего учителя по Херсонской гимназии, пишет:
«Привитая мне Кустовским любовь к. истории и привела меня на поприще той науки, которой я посвятил свою жизнь». Профессор М. Карякин, учившийся в Нижегородской гимназии у Ильи Николаевича Ульянова, вспоминает: «Обаяние личности И. Н. оказывало на нас благотворное влияние. Некоторые из нас полюбили математику и впоследствии, как, например, лично я, избрали математику своей специальностью».
Велико значение встреч учащихся средней школы с учеными, крупными специалистами, инженерами, врачами, агрономами. командирами Советской Армии, новаторами сельского хозяйства, Героями Социалистического Труда, рабочими-стахановцами, студентами различных вузов, писателями, художниками, артистами,
музыкантами и т. д.
Каждый из них может красочно и убедительно рассказать о своеобразии, увлекательности, трудностях, перспективах развития, о праздниках и буднях своей профессии, о достижениях и радостях своего творческого труда.
Огромное влияние на выбор профессии оказывают прочитанные в детстве и юности книги.
Чтение художественных произведений классиков литературы и советских писателей, чтение гениальных работ Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, знакомство с научно-популярной литературой, — все это помогает выявлению и развитию определенных способностей, наклонностей, определенных интересов и жизненной направленности учащегося, обогащает его знаниями, расширяет умственный кругозор, вырабатывает целеустремленность и перспективу.
Каждый учитель-воспитатель обязан глубоко изучать индивидуальные особенности и способности подростка, его интересы, вовлекать его в соответствующие кружки, рекомендовать ему нужную литературу, раскрывать перед ним перспективы его будущей деятельности, давать дополнительные задания, связанные с намеченной профессией, — словом, всеми доступными средствами помогать учащемуся определить свое место в великой созидательной работе по построению коммунистического общества.
К сожалению, приходится иногда наблюдать несерьезное отношение к выбору профессии как со стороны руководителей школ, учителей, так и со стороны самих учащихся.
Так, некоторые выпускники ульяновских средних школ, получившие аттестаты зрелости в 1946 — 1948 гг., не могли точно сказать, куда, в какой вуз они хотят поступить, какая отрасль труда их привлекает, какая профессия больше всего их интересует.
Такое же явление имеет место и в других городах.
Михаил Иванович Калинин, выступая на совещании учащихся восьмых, девятых и десятых классов полных средних школ Бауманского района г. Москвы, спрашивал:
«А все-таки, куда же идти? Или вы вовсе не интересуетесь этим вопросом? Тогда это плохой признак. И если из вашего обсуждения выпал такой важный вопрос, то, по-моему, это большая ошибка. Между прочим, мне очень хотелось узнать, куда стремится большинство учащихся, какая профессия является любимой профессией нашей молодежи., пришла пора, когда вам надо определиться, когда вы должны дать окончательный ответ -куда идти.