Я с детства люблю читать, много. Сейчас очень не хватает на это времени. ☹️
Раньше я читал историю, философию, приключения, романы классические и современные. И смеялся над фантастикой.
Но когда в 2017 году я прочитал «Космическую одиссею» Артура Кларка, понял, что смеялся зря. Фантастика сильно расширяет мировоззрение. Не фэнтези, а фантастика, конкретно, научная фантастика.
Именно там формируется образ будущего, которое мы ожидаем. Так как мысли материальны, то и образы будущего со временем определяют реальный ход событий.
И если этот образ у общества и социума позитивный, светлый, то он становится важным социальным ресурсом или оружием…
Прочитав немало российских и зарубежных фантастических произведений, я пришел к неприятному выводу о том, что в 20 веке мы проиграли войну образов будущего, и наше мышление было заражено образами-вирусами.
Все те образы будущего, которые мы видим, представляем, ждем, вся фантастика и научно-фантастические фильмы представлены нам в виде образов, сформированных западным мышлением. Эти образы массово тиражируются и активно внедряются в наш мозг.
А ведь образ будущего – это тот самый путь, к которому мы идем. На западе это огромная отрасль, проявляющая себя в литературе и кино. Это важный элемент духовной жизни страны. Пример – массовое ожидание выхода «Звездных войн».
Почему мне не нравится их образ будущего?
Потому что он не учитывает изменение человеческого сознания и человеческого отношения к окружающему миру. Везде в будущем идут галактические войны, борьба повстанцев с империей, вообще, понятие империи с императором и его подданными.
Т.е. запад перекидывает в будущее на 100 и 1000 лет вперед понятия, предрассудки и образ действий современных людей, их страхи, их низменные потребности, их самые плохие качества. Запад тем самым говорит, что человек не изменится, что поменяются технологии, мир вокруг, а человек как будет потребителем, так и останется. Общественный строй остается прежним.
Если вы почитаете известных и заслуженных западных научных фантастов, то везде увидите различные фашистские диктатуры, где могущественные олигархи держат в страхе и повиновении миллионы людей с разных планет. Разные монополии борются за сферы влияния, космические пираты или викинги захватывают новые планеты. Везде войны, революции, восстания, сплошные Звездные войны.
Видите посыл? Априори считается, что огромное количество накопленных знаний и технологий не приведут к каким-либо значительным качественным изменениям человеческой природы.
Как происходят встречи с инопланетными цивилизациями? МЫ сразу начинаем с ними сражаться.
В лучшем случае – устанавливаем нормальные торговые отношения.
Вам не напоминает это мышление маленького мальчика, который почувствовал силу своих рук и ног?
Ну представьте – вот мы тратим кучу средств на то, чтобы найти другую цивилизацию, годы, столетия, ресурсы, жизни. Находим их и начинаем с ними сражаться? Захватывать их? Зачем? Годы труда ради захвата? Разве эти усилия были потрачены не на то, что бы познать мир, а не поработить его?
Вся эта картина представляется нам как нечто само собой разумеющееся.
Еще часто тиражируемая картинка – это всемирные катастрофы в результате опустошительных тотальных войн или вторжение инопланетян. То есть западный мир уверен, что чужая цивилизация – это зло. И это прослеживается в лучших (с литературной точки зрения) произведениях американской фантастики, получивших премию «Хьюго». Везде грустная уверенность в том, что взаимная подозрительность и 100% конфронтация с чужими (по строению тела, внешнему виду) неискоренимы в далеком будущем. Основная мысль – чужому никогда нельзя доверять, он в первую очередь - потенциальный враг, даже если он похож на нас и мыслит как мы.
То же самое было с индейцами, с неграми и т.д. Ничего не изменилось именно в мышлении американцев. Они также ко всем относятся как к врагу. И эту модель с детства всучивают нам.
В этом плане вся их фантастика – это какой-то сплошной пессимизм. Такая фантастика не дает людям объединиться ради будущего, опускает нас в неизменность противоречий, свойственных настоящему. В ней нет мечты. Она лишает нас образа будущего позитивной и созидательной мощи.
Советская фантастика дает развернутое, философски и логически состоятельное изображение будущего. В ней встреча цивилизаций – это не война, а потенциальная дружба и союз. И эта встреча – не случайность. Когда две цивилизации добились таких успехов в развитии науки и техники, и, главное, в общественном развитии, что способны к дальним исследованиям космоса, это значит, что их мировоззрение уже не такое как раньше. Что они не дерутся за кусок одеяла между собой, а давно решили внутренние противоречия. Такая встреча будет не технически вооруженных дикарей, дерущихся за ресурсы вселенной, а встреча братьев по разуму и духу, готовых к совместному изучению вселенной.
Почему и мы не можем рассматривать мир будущего как нечто позитивное? А встречу с другой цивилизацией как новый виток развития, способствующий обмену знаниями и вообще дружбе разных цивилизаций.
Я считаю, что именно наука и вера в светлое, а не темное будущее, способно мотивировать человечество. У человечества должна быть мечта, а не подготовка к суровому предстоящему.
И должен признать, тот капиталистический строй, который есть сейчас, не способствует великим фундаментальным исследованиям вселенной. Пока мы деремся за куски ресурсов и готовы убивать ради этого, мы еще не можем считать себя цивилизацией. Мы идем к тому, чтобы стать единой цивилизацией, но это точно не будет капитализм и даже не демократия.
У человечества должна быть цель – стать цивилизацией.
Я считаю, что мы можем и должны выбраться из этих образов-вирусов. Нам необходимо формировать свою картину будущего. И так как мы нация более приближенная к божественному началу, к духовной основе, то именно мы должны определять этот вектор и этот вектор не должен ущемлять права западного мышления. Мы должны объединяться, создавать единую картину и единый мир, к которому мы стремимся.
Быть может, так мы сформируем тот самый путь, который не может найти наша страна.
Чтобы этого добиться, придётся многое преодолеть, но ведь истинное счастье человека всегда на границе его возможностей.