Минстрой намерен вернуться к законопроекту об изъятии территорий для муниципальных нужд. Об этом заявил глава ведомства Владимир Якушев на пленарной сессии второй Российской молодежной архитектурной биеннале в Казани.
Законопроект о комплексном развитии территорий был внесен в Госдуму летом 2018 года. Документ должен был создать условия для «комплексного развития неэффективно используемых земель, что даст возможность увеличения объемов жилищного строительства».
Кроме прочего, в нем предусматривалась норма об изъятии, в том числе принудительном.
После первого чтения в ноябре законопроект «завис» аж до июля 2019 года, когда прошло второе чтение.
Нужно отметить, что изымать предлагалось так называемые «депрессивные» территории. В основном это заброшенные промзоны, но не только. К депрессивным территориям относятся территории, на которых в течение длительного времени снижаются показатели качества среды.
На таких землях могут находиться не только «заброшки», но и жилые дома, в основном малоэтажные. Даже не обязательно аварийные.
Ко второму чтению пункт об изъятии из проекта закона был исключен, поскольку правозащитники посчитали, что предложенный механизм недостаточно защищал право собственности.
Однако глава Минстроя считает, что нужно вернуться к законопроекту и настаивать, чтобы институт изъятия начал работать в России.
Министр отметил, что принятие законопроекта поможет быстрее ликвидировать депрессивные территории, и в первую очередь — промзоны с заброшенными предприятиями.
По мнению Якушева, эти площадки делают города уродливыми. Но взять и просто так ввести их в оборот не получится. Как правило, собственники этих территорий не торопятся расстаться с ними.
Читайте также: Почему Москва всегда будет стоять в пробках? Потому что на одну дорогу строят 10 высоток!
Если же законопроект будет одобрен и принят — неиспользуемые площадки можно будет активнее осваивать, вводить в оборот. При этом, по словам министра, при изъятии государство «должно дать справедливую цену либо предоставить равноценную собственность».
В Совете Федерации тоже считают, что механизм изъятия земель — в том числе жилья — необходим.
О планах разработать предложение по изъятию жилья летом заявил первый замглавы комитета Совфеда по федеративному устройству и региональной политике Андрей Шевченко.
Поправки, позволяющие муниципалитетам изымать недвижимость у граждан, будут внесены осенью.
Собственно, в Градостроительном кодексе уже есть возможность изъятия неаварийных жилых домов для комплексного развития территорий. Но муниципалитеты опасаются общественного недовольства и возможностью этой не пользуются.
Читайте также: Глобальная застройка Москвы и Подмосковья, дешевеющая вторичка и транспортное неблагополучие
Земельный кодекс тоже разрешает отбирать у собственников жилье — для государственных и муниципальных нужд.
Применение этой нормы мы видим на примере Сочи, где из-за строительства олимпийских объектов под принудительное выселение попали около 150 семей. Невзирая на протесты. Но тогда процедура выкупа была зафиксирована в законе об организации и проведении Олимпиады.
Чисто теоретически эту норму можно распространить на всю территорию РФ, однако на практике это также приведет к протестам.
Специалисты не исключают, что если нововведение будет принято, оно вполне может быть успешным. Но, считают они, при изъятии у собственника должен быть выбор механизма компенсации — будет это новое жилье, денежные выплаты или еще какой-то вариант.
Читайте также: Жители 18 домов переедут в 48-этажный ЖК, построенный по программе реновации в «Большом Сити»
Причем компенсация должна быть по цене даже выше рыночной, поскольку гражданин сталкивается с кучей неудобств. Жил себе, жил, ничего не нарушал — и вдруг изъятие в пользу государства.
Кому такое понравится?
В том, что новая норма будет принята, можно почти не сомневаться: такой инструмент нужен для создания комфортной городской среды. А вот насколько комфортным для граждан окажется механизм расселения депрессивных территорий — это вопрос.
Новый пакет по процедуре изъятия в ближайшее время будет направлен на рассмотрение в нижнюю палату парламента. Удалось ли учесть все нюансы или введение процедуры изъятия снова будет отложено — скоро узнаем.