Так получилось, что хоррор "Ведьма из Блэр" я впервые посмотрел в тот момент, когда сам начал снимать на ручную видеокамеру, когда серьезно приобщился к интернету, когда заинтересовался фильмами ужасов, как определенной системой культурных, социальных и общественных взаимоотношений. Поэтому кино зашло мне невероятно легко, в самую десятку, и я до сих пор с удовольствием пересматриваю его, если появляется возможность или причина. Пересмотрю, очевидно, и в ближайшие дни - Хэллоуин же, да и 20-летие со дня премьеры нужно отметить. А чтобы и вам было интересно вернуться со мной в темный лес, расскажу про несколько секретов фильма, про детали, сопровождавшие съемки, и пару занимательных историй, которые "Ведьма из Блэр" подарила ее создателям и их близким.
Итак, вперед - в темный лес!
Изначально фильм делался для кабельного ТВ
Когда авторы "Ведьмы из Блэр" только запланировали снимать хоррор о заблудившихся студентах, они не рассчитывали на что-то большее, чем продать ленту какому-то из кабельных каналов. И даже первые тестовые показы не убедили их в том, что стоит побороться за более широкую аудиторию, хотя зрители из числа знакомых проявили живой интерес и посчитали, что у картины есть потенциал. Все изменил фестиваль Sundance, куда Мирик и Санчес рискнули отправить свое творение. Уже в течение пары часов после окончания премьерного показа к ним обратились представители компании Artisan Entertainment, с предложением купить права на ленту за 1,1 миллион долларов. На подобную удачу создатели "Ведьмы" даже не рассчитывали и моментально согласились.
Первым должен был исчезнуть Майк
Как вы все хорошо помните, в какой-то момент в фильме троица теряет одного из своих членов - во тьме ночи растворяется Джош, а отправившиеся на его поиски Майк и Хизер в итоге находят лишь печальный финал. А между тем, первоначальный план состоял в том, чтобы пропавшим сделать Майка. Больше того, в первые дни съемок режиссеры придерживались этого сценария развития событий. Что же заставило их сменить курс? Отношения между Хизер и Джошем. Так сложилось, что между Хизер Донахью и Джошем Леонардом возник довольно серьезный конфликт, причем он грозил вылиться за пределы сюжетной линии и перерасти в противостояние за кадром. Авторы приняли решение изменить расклад радикальным образом - вместо запланированного Майка исчез Джош, что, кроме всего прочего, заставило Хизер чувствовать себя виноватой еще больше. На постпродакшене и монтаже конфликт между Хизер и Джошем был сглажен, но определенные нотки напряжения почувствовать можно.
Съемки проходили в весьма оживленном парке
Создателям "Ведьмы из Блэр" удалось таким образом выбрать локации, что у зрителей не было ни малейших сомнений в том, что герои фильма потерялись в каком-то глухом лесу у черта на куличиках. А между тем, съемки картины проходили в достаточно оживленном месте - в парке Сенека-Крик, округа Монтгомери, штата Мэриленд. Не то, чтобы рядом с актерами часто проходил кто-то из местных жителей, или в кадр попадали велосипедисты и грибники, но расстояние до цивилизации составляло не больше трех-пяти километров. Другое дело, что и для ведьмы это не являлось проблемой...
Трио актеров верило в правдивость мифа о ведьме
Поскольку создатели "Ведьмы из Блэр" бросили большие силы на то, чтобы создать вокруг своей картины разветвленную мифологию, многие зрители поверили в то, что нам показали реальные найденные пленки. Разумеется, на самом деле история о колдунье из леса была выдумкой режиссеров Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеса от первого до последнего слова. Однако не только зрители, но актеры охотно поверили в страшный миф - Хизер, Майк и Джош до самого конца съемок считали, что они снимаются в экранизации реальной городской легенды о жутком духе леса. Авторы скрывали от актеров правду до самого последнего съемочного дня, и это принесло свои плоды.
Фильм снят всего за 8 дней
Современное большое кино - это процесс который может растянуться на несколько месяцев, а через год вернуться к досъемкам. Санчес, Мирик и компания сняли "Ведьму из Блэр" за восемь дней. За восемь чертовых дней, чуваки! Нет, конечно, это время потребовалось только на работу на натуре - затем потребовалось еще восемь месяцев на монтаж и обработку, но по сути с камерами ребята проходили по лесу всего 8 дней. Столь сжатые сроки работы, кстати, позволили Санчесу и Мирику воздействовать на актеров весьма любопытным образом - каждый съемочный день им давали все меньше еды и все больше нагружали. Так что раздражения и усталость в кадре отнюдь не наигранные, артистов намеренно угнетали для достижения необходимого уровня напряжения.
Все диалоги в фильме сымпровизированы
Еще одна деталь, добавившая картине реалистичности - это... отсутствие полноценного сценария. Да-да, все, что было на руках у режиссеров и актеров "ведьмы из Блэр" - 35-страничный документ с кратким наброском действий героев, маршрута их следования, введением в мифологию и перечислением возможных проявлений присутствия злой сущности рядом со студентами. Трем ведущим актерам была дана полная свобода, поэтому все слова, произнесенные в кадре были импровизацией, да и часть действий была импульсивной - отсюда столь живая работа камеры и звука, на "площадке" могло произойти что угодно.
Подсказки режиссеров
Чтобы не мешать актерам снимать друг друга, команда сопровождающих, возглавляемая режиссерами Мириком и Санчесом, обычно находилась в определенном отдалении от Хизер, Джоша и Майка, но невозможность напрямую влиять на съемку авторы преодолевали весьма изящным способом. Каждое утро актеры получали определенные координаты GPS, к которым им следовало двигаться. На этом месте они находили бобины с пленками для своих камер и короткие инструкции, в которых авторы просили их что-то сделать, о чем-то поговорить или куда-то зайти. При этом каждый из тройки актеров получал и собственные задания, неизвестные другим, чтобы внести сумятицу и заставить коллег переживать и импровизировать. Такой способ работы, безусловно, сделал "Ведьму из Блэр" уникальным проектом.
"Тако" стало стоп-словом на съемках
По словам трех ведущих актеров, они перед началом съемок заключили соглашение, что все восемь дней будут оставаться в образах, чтобы сохранять аутентичность действия и достоверность характеров персонажей. При этом съемочная группа неоднократно намеренно заставала актеров врасплох, чтобы добиться от них еще большей потерянности, раздраженности и неуверенности, присущих их героям. Но находиться в форме все восемь дней достаточно сложно, поэтому пару-тройку раз за этот срок съемочная группа позволила себе переключиться, и сигналом для перерыва на отдых стало слово "тако". Как только это слово произносили, Хизер, Джош и Майк могли быт уверены, что на какое-то время их перестанут гонять по лесу и пугать камнями и палками, разложенными у порога палатки.
Авторы черпали вдохновение из... "Челюстей"
В качестве главного источника вдохновения для своего фильма авторы называли историю о Салемских ведьмах, но был у дуэта режиссеров и другой ориентир - как ни странно, это "Челюсти" Стивена Спилберга. В чем связь между тремя заблудившимися в лесу студентами и акулой-людоедом, нагнавшей страха на прибрежный городок? Все просто - Санчесу и Мирику пришлось по вкусу то, что в "Челюстях" атмосфера тревоги и страха в большой мере возникает из-за того, что герои и зрители не видят саму акулу, но чувствуют ее незримое присутствие. Мы-то знаем, что Спилберг пошел на это не от хорошей жизни - он просто технически не мог показывать свой макет в кадре сколько-то продолжительное время, но авторы "Ведьмы" сделали эту зловещую таинственность своей фишкой - мы знаем о колдунье, мы ждем встречи с ней, но фактически так и не видим ее вообще.
Ведьму могли показать в кадре
А между тем, в определенный момент Ведьму в физическом обличии планировалось показать. Для этого была написана сцена в лесу, все было отрепетировано, но... Из-за ошибки оператора заглавная героиня фильма в кадр не попала. Помните эпизод, когда герои ночью пугаются и выскакивают из палатки? Хизер еще кричит: "Что это за чертовщина?!!" Так вот, этой "чертовщиной" был загримированный и наряженный в белое платье арт-директор фильма Рикардо Морено, изображавший ведьму. Проблема в том, что оператор вместо короткой панорамы в сторону "призрака" повернул камеру в противоположную сторону. После того, как досадная оплошность была обнаружена, авторы решили ничего не переснимать - и ведьма навсегда осталась безликой. Ну, как навсегда? До сиквела 2016 года...
Альтернативные концовки
Когда смотришь "Ведьму из Блэр" впервые, концовка фильма просто сбивает с ног - многие зрители считали, что им не показали настоящий финальный кадр, а картину обрезали на самом интересном месте. Собственно, у Мирика и Санчеса действительно были идеи относительно более существенного финала, но у парней банально кончились деньги, а делать что-то спустя рукава им не хотелось. Artisan, когда заполучили права на "Ведьму", предложили постановщикам доснять задуманную концовку, и режиссеры сняли сразу несколько альтернативных финалов, но затем, после долгого обсуждения, все пришли к выводу, что стоит оставить оригинальные кадры - они придавали особую атмосферу. На память о непоказанных финалах остались только пара кадров, на одном из которых Майк распят на знаменитой фигурке ведьмы.
Сайт о пропавших студентах был запущен за полгода до премьеры
Маркетинг, с помощью которого продвигалась "Ведьма из Блэр" - это, пожалуй, самая потрясающая вещь в истории фильма. Многие этого уже не помнят, но в конце 1990-х интернет еще только вступал в свои права и не был игрушкой для самых широких масс. Тогда большинству пользователей и в голову не приходило, что в сети кто-то будет делать поддельные сайты. Ну, правда, столько усилий для того, чтобы обмануть горстку зрителей? Сейчас такая наивность, конечно, смотрится нелепо. Авторы "Ведьмы" совершили революцию - они косвенно начали рекламировать фильм за полгода до выхода через сайт, посвященный поискам трех пропавших студентов. Используя скудные ресурсы того времени Санчесу и Мирику удалось заинтриговать поисками Хизер, Майка и Джоша внушительную аудиторию, и это затем послужило фильму хорошую службу. Сейчас это, безусловно, азы пиара, но тогда подобный ход был в новинку.
IMDb подыграл фильму
Еще один хитрый ход, который использовали авторы "Ведьмы из Блэр", чтобы придать своей картине достоверности в глазах зрителей - фальсификация, на которую им удалось подбить популярный сайт IMDb. Перед самым выходом фильма в прокат в крупнейшей кинематографической базе данных была исправлена информация о трех ведущих актерах - всем им был приписан статус "Пропали без вести, вероятно мертвы". Это напрямую связывало актеров с героями их фильмов. Сегодня такое вряд ли возможно, но тогда интернет был совсем иным, и в нем происходили удивительные вещи.
Брат Хизер написал серию книг
Для придания большей достоверности показанному в фильме авторы использовали еще один интересный ход - к поискам пропавших студентов был активно подключен двоюродный брат Хизер Донахью по имени Кейд Мэррилл. С целью раскопать правду об исчезновении сестры и ее друзей он сначала запустил сайт theblairwitchfiles.com (увы, уже не работает), а затем выпустил... серию из восьми книг, объединенных названием "Записки о ведьме из Блэр". Разумеется, Кейд - вымышленный персонаж, но серия его книг вполне реальна, правда, написано это все американским автором Марком Керасини, большим любителем расширять киновселенные своими романами. Его перу, к примеру, принадлежат несколько новелл по мотивам "Годзиллы", "Звездных войн", сериалу "24 часа" и даже по мультфильмам о Розовой пантере. Читать на свой страх и риск.
Мать Хизер получила письма с соболезнованиями
Еще одним доказательством того, что достаточное количество зрителей посчитало ленту "документальной", может служить тот факт, что люди искренне включились в поиски пропавших студентов, а если не могли помочь или считали спасательную операцию безнадежной, то высказывали свою неподдельную скорбь. Некоторые так переживали, что транслировали родным актеров слова поддержки или соболезнования - так, мать Хизер Донахью получила несколько писем и открыток со словами участия и скорби по исчезнувшей девушке. Больше того, некоторые из этих участливых людей даже не видели фильм, а лишь слышали историю в пересказе - настолько убедительной получилась мифология вокруг картины.
Фильм был номинирован на "Золотую малину"
Можете в это поверить? Фильм, который изменил индустрию хоррора и породил миллионы последователей, в 2000 году был выдвинут на соискание антипремии "Золотая малина" в категории "Худший фильм". Возможно, с какой-то точки зрения, даже такой пиар идет на пользу фильму, но, откровенно говоря, в тот год шансов "победить" в схватке за "Малину" у "Ведьмы" не было - ей противостояли "Большой папа" Адама Сэндлера, ремейк "Призрака дома на холме", первая часть приквела "Звездных войн" "Скрытая угроза" и "Дикий Дикий Запад" Уилла Смита. На их фоне лента Мирика и Санчеса выглядела подлинным колоссом киноискусства.
Рекордные кассовые сборы
Тот факт, что фильм "Ведьма из Блэр" попал в Книгу рекордов Гиннеса", как картина, получившая наибольшую прибыль с каждого вложенного доллара, многим хорошо известен, но здесь нужно сделать небольшую поправку. Действительно, изначально наполовину любительский, без спецэффектов, саундтрека и большого числа актеров фильм был снят за микроскопические 20 тысяч долларов. Кинотеатральный прокат принес авторам 250 миллионов, что означает рекордную прибыль в 11 тысяч на каждый вложенный доллар. Умопомрачительный результат. Но стоит отметить, что компания Artisan, купившая права на фильм, вложила полмиллиона долларов в монтаж, звукокоррекцию и печать копий ленты для кинотеатров. Кроме этого, авторов попросили снять несколько вариантов концовок (правда, в итоге на пленке осталась первоначальная), так что общий производственный бюджет картины оценивается в 500-750 тысяч долларов. И все равно - результат впечатляет.
Фильм стал кошмаром для охотников
Одним из самых неожиданных проявлений успеха фильма стало то, что "Ведьма из Блэр" едва не послужила причиной отмены сезона охоты в американских лесах. На волне популярности картины тысячи фанатов отправились в леса по всей территории Соединенных Штатов, чтобы снять собственные псевдодокументальные ужастики, вдохновленные исчезновением Хизер, Майка и Джоша. Результатом этого стали несколько инцидентов с охотниками, которые открывали огонь по кустам, где прятались кинематографисты-любители. В какой-то момент число происшествий достигло такого уровня, что власти нескольких штатов вынуждены были ограничить территории, разрешенные для сезона охоты 1999-2000 годов. К счастью, уже через год фанаты успокоились.
Джейсон Блум отказался от поддержки фильма
Сегодня Джейсон Блум является одним из наиболее авторитетных продюсеров в индустрии фильмов ужасов, а его компания BlumHouse Productions подарила зрителям множество отличных лент, многие из которых стали классикой жанра - от "Астрала" до "Судной ночи". Но в 1999 году Блум отказался от возможности поддержать "Ведьму из Блэр" (и наверняка позже пожалел об этом). В то время Джейсон работал в Miramax и, как и многие другие, рассматривал потенциальную возможность приобрести права на фильм Мирика и Санчеса, но в то время ему такой проект показался не особо перспективным. Сейчас Блум поддерживает именно низкобюджетные хорроры, которые затем дают большую прибыль, как например "Паранормальное явление" или "Прочь", но результатов "Ведьмы" ему повторить не удалось.
Фанаты придумали свое объяснение происходящему
Я очень люблю фанатские теории, переворачивающие представление об увиденном с ног на голову, поэтому о некоторых из них, касающихся "Ведьмы из Блэр", пожалуй, позже напишу отдельно. Сейчас же упомяну одну, особенно впечатлившую меня. Некоторые из зрителей посчитали, что поход троицы студентов в лес с камерами был на самом деле тайной съемкой снафф-видео с... убийством Хизер. В подтверждение этому приводятся следующие доводы: парни обычно идут впереди Хизер, как будто знают дорогу, они много шутят друг с другом, их не беспокоит то, что тревожит девушку, наконец, Майк не особенно грустит о пропавшем друге, словно его исчезновение было запланировано. Кое-кто находит в кадре доказательства того, что рядом с троицей постоянно находится кто-то четвертый, помогающий парням пугать Хизер. Как вам такое? Ну, да не будем об этом пока...
Самое время отложить чтение и приступить к просмотру. Надеюсь, что вам понравился материал, и вы найдете секундочку времени, чтобы нажать кнопку "Больше такого". Для автора это лучший стимул не только пялиться в экран кинотеатра или телевизора, но и делиться своими впечатлениями с другими. Пусть и несколько жутковатыми.
Увидимся в кино!