Абсолютное большинство людей в России, сколь угодно интересующихся политикой, можно разделить всего лишь на 2 группы: «либералы» и «патриоты». Эти 2 группы существуют уже на протяжении уже нескольких веков, по всей видимости, с тех пор, как Петр I «прорубил окно в Европу». Их убеждения, при этом, практически не эволюционируют. Разберем, что представляют из себя взгляды каждой из этих 2 групп.
«Либерал»
Типичный российский либерал считает российское государство (любое – современное, СССР, царское правительство) воплощением абсолютного зла. По мнению либерала, все проблемы России являются следствием авторитарности российского государства и его пренебрежения к интересам и правам людей, проживающих на территории России. Достаточно ввести в России более либеральный режим, как на западе, и сразу дела начнут налаживаться.
Российская внешняя политика, по мнению российского либерала, является совершенно бесполезной сущностью. Нам, якобы, надо перестать вести любую активную внешнюю политику и заняться обустройством дел внутри страны. Недружественных по отношении к России стран, по большому счету, не существует. Если недружественные действия и бывают, то это следствие того, что Россия ведет себя так, что это не вызывает доверие у «цивилизованного» мира. Ну или эти недружественные действия настолько несущественны, что их, в любом случае, следует игнорировать. Многие либералы считают, что России вовсе следует покаяться за все то зло, что она исторически сотворила перед миром. Ну а любое массовое зло, которое творили другие страны, у либерала не вызывает никакого отклика.
Для решения экономических проблем у российского либерала есть простой, но верный рецепт. Надо искоренить коррупцию, открыть рынки, минимизировать государственное регулирование. Российский либерал слабо восприимчив к экономической истории. Он не понимает, что факт наличия в наше время рыночной экономики на западе не означает, что западный мир развился за счет рыночной экономики. При этом, по мнению, либерала с точки зрения экономических возможностей Россия – болото (при том, что сам либерал может жить в России очень даже неплохо).
У российского либерала пренебрежительное отношение к своей стране. Он не любит признавать, что Россия вообще то не самая плохая страна (например, что >80% мирового населения живет в странах, более бедных, чем Россия). Либералу часто чужда эмоциональная ассоциация со своей страной, и он не понимает, что его личное благополучие во многом зависит от успеха своей страны (в т.ч. на внешнеполитической арене).
При этом подобный тип либерала – российское явление, он мало чего имеет общего с мировой либеральной идеологией. Когда либерал оказывается на западе, он удивляется, что те же западные люди, которые привержены либеральным ценностям, испытывают чувство гордости за свои страны. Более того, идеология российского либерала где-то из 19 века. Он не очень понимает, что на западе либеральная идеология сильно поменялась с тех пор: она не только про свободу от государства, но про защиту прав меньшинств, зачастую про активное вмешательство в дела других стран для насаждения там демократии и т.п.
Российский либерал – как правило, выходец из высших/ средних слоев, образован, достаточно морален и, во многом, искренне хочет сделать страну лучше. Но знаний и мировой перспективы у него практически нет, поэтому он слабо понимает, как вещи работают на самом деле.
«Патриот»
Типичный российский патриот считает, что в России, в целом, все замечательно. Он считает, что в России жить очень комфортно, что, в целом, в России не особо хуже, чем в наиболее развитых странах мира. Патриот найдет статистику и/ или факты, которые подтвердят его тезис, что в развитых странах люди не живут лучше или богаче, чем в России. Ну а если и живут хуже, то разница не столь большая. Патриот игнорирует большую часть вводных о том, что вообще-то есть страны, где жизнь значительно лучше, чем в России.
Патриот игнорирует практически всю информацию о том, что российское государство часто пренебрежительно относится к своим гражданам и что в России творится большое количество несправедливости/ произвола по отношению к населению. Некоторые патриоты считают, что количество случаев беспредела минимально. Другие считают, что беспредел есть, но это не важно. Наконец, третьи в ответ на примеры о нарушении прав своих граждан тыкают на другие страны мира: «А у них не лучше, чем у нас».
Патриот отождествляет власть со страной и считает почти любую протестную активность выступлением не только против власти, но и против страны. Патриот не считает нормальным, когда люди самоорганизуются для отстаивания собственных интересов и выступают против государства. Для патриота такой протест всегда деструктивен, т.к., якобы, тем самым, оппозиция берет курс на развал страны, в интересах иностранных государств. Как гражданам при этом отстаивать свои права, у патриота, при этом, не всегда есть ответ.
Российский патриот полностью поддерживает внешнеполитический курс государства. Он практически отказывается принимать во внимание тот факт, что вообще-то Россия исторически совершала очень много зла и что у ряда народов, к сожалению, есть основания нас не любить. Более того, патриот слабо понимает логику других государств: почему они нам не доверяют? Патриот считает, что внешняя политика России способствует народному процветанию и является абсолютным источником добра и гуманизма. Это западный мир аморален, а мы в своей внешней политике всегда исходим из соображений добра и правды. А если кто-то в других странах этого не признает, значит они просто неблагодарные. Более того, другие народы должны понимать, что «русский мир» - это достойная альтернатива западной бездуховности и не толерантности. Наконец, российский патриот считает, что вполне можно пожертвовать своим качеством жизни (а часто требует этой жертвы не от себя, а от других) для достижения внешнеполитических целей государства.
Как правило, патриот плохо знает другие страны, т.к. редко в них был. Он любит критиковать другие страны, но слабо представляет, что в них происходит. Его гордость за страну – не следствие наличия у него возможности сравнить и сделать осознанный вывод о том, что в России лучше, а что хуже. Это топорный патриотизм, основанный на непонимании того, что происходит в мире.
Патриот часто превозносит традиционные российские ценности. Но он не задумывается о том, насколько эти ценности соответствуют потребностям 21 века, в котором нужны конкурентоспособные, успешные, ответственные, целеустремленные, свободные люди.
Российский патриот может быть выходцем из различных слоев. Как правило, здесь меньше выходцев из высших и средних слоев, и больше выходцев из менее благополучных слоев. Средний уровень образования и деловых качеств у патриота ниже. Однако патриоты встречаются и среди успешных, порядочных и умных людей.
Кто прав – «либералы» или «патриоты»?
Выше были представлены достаточно карикатурные образы, но, тем не менее они, действительно, покрывают практически всех нас, кто интересуется политикой. Это часть нашего многовекового культурного наследия. У многих даже взгляды эволюционируют из одного лагеря в другой (а потом иногда и обратно, и так по несколько раз за жизнь), но, в любом случае, большинство остается в бинарном состоянии в одном из этих 2 крайних лагерей: промежуточных состояний крайне немного. Так, в 2013-2014 гг. я видел, как некоторые убежденные либералы стали ярыми патриотами на фоне Крымской весны.
На деле же, представляется, что не правы ни те, ни другие: истина посередине.
От имени российского государства совершается очень много несправедливости, но вовсе нельзя считать российское государство целиком и полностью воплощением зла. В России происходит очень много правового беспредела, но нельзя сказать, что здесь царит тотальное беззаконие.
В российской экономике не все ладно (у нас практически не растёт ВВП), но Россия – это далеко не самая бедная и некомфортная для жизни страна.
Рынок – это хорошо, он делает экономику более эффективной. Но не надо думать, что рынок – это панацея, который сразу позволит нам достичь уровня развития Голландии.
У нас на внешнеполитической арене есть интересы, которые нам надо защищать. Мир вовсе не открыт и дружелюбен по отношению к нам (как и по отношению к другим странам). При этом внешняя политика – это не самоцель, не надо перегибать палку, внешняя политика должна, прежде всего, быть направлена на повышение качества жизни собственного населения. Исторически мы делали много плохого по отношению к другим народам, но ничто не мешает нам пытаться налаживать с ними отношения. Особенно с учетом того, что за каждой крупной державой в истории числится большое число негуманных поступков.
Своей страной надо гордиться, но не надо отрицать явные проблемы. Власть и страна – это не одно и тоже. Критика власти – это нормальный способ отстаивания своих интересов, но при этом некоторая протестная активность, действительно, может финансироваться извне.
Ценности классического либерализма и индивидуализма, в целом, нужны для достижения экономического процветания в современном мире. Однако не следует путать нужный нам либерализм от того, который победил сейчас на западе.
И так далее. Нам нужно уходить от деления на эти два примитивных черно-белых лагеря и вместо этого вместе решать, как совместно решать стоящие перед нами задачи.
Подписывайтесь на нас в Telegram: https://tele.gg/bfpchannel
BFP: авторская аналитика от банкира и сертифицированного финансового аналитика (CFA)