Этот блог посвящен одежде книжных и кинематографических героев прошлого. Сегодня разбираемся в костюмах одного из моих самых любимых фильмов и уточняем, почему стразики в прическе престарелой певички это плохо, а такие же стразики на платье молодой - это хорошо.
Сюжет фильма прост. Таня работает директором отвратительного кафе "Одуванчик", где персонал не только хамит, разбавляет напитки под стойкой и спит на рабочем месте, но и выглядит неприятно. Все, от заместителя директора и до певицы эстрадного ансамбля... с ними что-то не так... Что? Будем разбираться. Далее, по сюжету, приходит хороший мальчик Юра, он журналист, ему в кафе тоже хамят, втягивают в драку, забирают в милицию - но потом он публикует едкий текст у себя в газете "Юность", после чего Таню ждет ряд неприятных разбирательств. И всё было бы совсем нехорошо, если б не танин однокурсник по институту, большой человек, крупный чиновник, работающий на периферии и вот, вернувшийся сделать Тане предложение и увезти на Дальний Восток. В общем, ясно, что правильная девушка образца 1964 года в такой ситуации из двух мужчин выбирает того, который не ограничивает ее свободы, и вот она вместе с Юрой пробивает проект реконструкции отвратительного "Одуванчика" в современное молодежное кафе. В финале звучит замечательная песня "Добрый вечер", а персонал кафе - хоть и остался прежним хамьей - переодет в новую модную униформу. В общем, если брать чисто костюм, кто здесь с кем борется?
Есть такое ощущение, что стилистически в картине борются мода молодежная (Маша в брюках, в кепке, с крупным лаконичным медальоном) и пережитки сталинского гламура, скатившегося до ресторанной эстетики (стразы на певичке, длинные перчатки, рюши на официантках). Однако если внимательно посмотреть на наряды тех же официанток, то станет ясно, что и они - большие модницы для своего 1964 года. В чем же тогда борьба?
Ну, капитан очевидность же, не в возрасте героев дело (помогает Тане и Юре не кто-то, а самый-самый высокий начальник Николай Иванович, пожилой человек с отличным чувством юмора и хорошим вкусом), и не в возрасте эстетики (назовем это так, учитывая, что рюшки, позолота и фальшивые капители относятся к ушедшей уже 10 лет как эстетике большого стиля). Дело в отсутствии вкуса у хамоватой официантки, приворовывающей буфетчицы и унылой певички. А именно борьбу за хороший вкус (а не за молодежную моду или прочие отвлеченные понятия) вели редакторы женских журналов и книг по кройке и шитью в первой половине 1960-х годов.
И вот перед нами образец хорошего вкуса - молодая, местами несдержанная, порой не умеющая дать хаму отпор, но очень целеустремленная и самодостаточная Татьяна Шумова.
Фильм снят на черно-белую пленку, однако мы легко можем угадать цвета Таниных костюмов. Обратимся к иллюстрациям в книге "Одевайтесь со вкусом" за 1961 год, где вопросам борьбы за хороший вкус посвящено самое большое число страниц по сравнению с аналогичными книгами предыдущих лет издания.
Таня, скорее всего, пользуется родственными цветами в одежде - кроме одного случая, когда она носит пуловер с широкими разноцветными полосами. Ведь она занимает ответственную должность, а принципы хорошего вкуса подразумевают соблюдения строгости в деловой одежде.
Летом и Таня, и официантки, приходят на работу в летних коротких платьях с абстрактным принтом. И в данном случае, хамоватая официантка от моды не отстаёт. Но вот неряшливый грим и сделанный тут же начес, неумение держать себя в обществе мужчин, чрезмерно крупные клипсы с крупными бусами при не самом корпулентном сложении - это всё не то, чтоб устарело, это некрасиво в любое время, и обыгрывается художником по костюмам.
Лучше всех, конечно, одевается певица. Особенно в дневное время. Ее костюм, между прочим, полностью соответствует костюмам Тани - по крою. Но впечатление очень разное.
Итак, в финале фильма модернизм побеждает, капители спилены, вместо тусклых абажуров - новые светлые лампы и так далее. Нутро системы - в лице товарища Постникова - конечно, остаётся гнилым. Но зато на официантках новая лаконичная форма.
Ну и волшебная Лариса Мондрус. Между прочим, она тоже в стразиках. Но ее стразики - правильные. Процитирую тут подпись к иллюстрации в журнале мод 1960-х: "Украшения? Да, но в меру!"
В том-то и штука: есть некая мера, и этой мере пытались обучать советских женщин в первой половине 1960-х, точно так же, как приучали их носить трусы вместо денной рубахи в 1920-х годах. И чистить зубы. И мыться. В общем, ликбез был пройден успешно - настало время осваивать более сложные навыки. В этом видна даже перекличка эпох.
Если вы чисто случайно живете в Москве, то 15 ноября можете зайти на мою лекцию, посвященную костюмам в оттепельном кино. Вся информация здесь.
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", тут много всего разного, включая "Завтрак у Тиффани".