Реальный рассказ-воспоминание пилота о случае в небе.
Случай этот произошел много лет назад. Летал я в то время командиром корабля на самолете ИЛ-62. Выполняли рейс из Ташкента в Киев. Незадолго до этого полета, примерно за полгода, в воздушном пространстве Украины, по вине диспетчера, на эшелоне произошло столкновение двух самолетов. В одном из них летела ташкентская футбольная команда «Пахтакор». В результате столкновения все погибли.
Войдя в киевскую зону управления полетов, доложили о расчетном времени начала снижения. Но услышали, что кто-то настойчиво требует дать ему снижение раньше, чем нам. При этом сказал, что он нас видит. Но диспетчер дал разрешение на снижение нам. Приступили к снижению с эшелона 10600м до 8100м.
Я плавно перевел самолет на снижение так, чтобы пассажиры не почувствовали перегрузки с вертикальной скоростью 10-12 м\сек. Доложили о начале снижения. Диспетчер перевел нас на частоту подхода.
При пересечении высоты 9600м доложили диспетчеру подхода о пересекаемой высоте. Диспетчер взволнованным голосом прервал нас и буквально закричал: «Немедленно прекратите снижение и задержитесь на текущей высоте». Связь на снижение вел 2ой пилот. Он доложил о выполнении команды. Я плавно стал брать штурвал «на себя», уменьшая вертикальную скорость.
И тут, над нами появилась большая тень……Я поднял глаза вверх и с ужасом увидел, что на нас садится самолет ТУ-154. Время как будто застыло…Давать штурвал от себя, чтобы уйти вниз – нельзя, т.к. стабилизатор пойдет вверх, и я зацеплю его хвостом. Я убрал режим двигателей на малый газ и самолет, не меняя угол тангажа, увеличил вертикальную скорость.
Мы рассмотрели все заклепки на брюхе этого самолета. В эфире стояла полная тишина.
Понятно, что на экране локатора метки наших самолетов сошлись. А это значит только одно – столкновение. Дал команду экипажу: «Всем молчать! В эфир ни слова!» Связь взял на себя. После появления между нами дистанции, добавил режим и вывел самолет в горизонт. Доложил о занятии высоты диспетчеру.
Голос диспетчера слегка подрагивал. Наш второй пилот только переучился на ИЛ-62 с АН-24. От увиденного, у него перехватило дыхание. Связь я передал штурману, который вел ее до заруливания самолета на стоянку.
После покидания самолета, зашли в АДП для разговора с руководителем полетов.
Мы отошли в сторонку, чтобы избежать свидетелей нашего очень «жесткого» разговора. Он очень просил не поднимать шум по этому случаю. Я дал слово и выполнил свое обещание.