Найти в Дзене

Классик советской фотографии. Революционер и авангардист – Борис Игнатович

«История России в фотографиях» — совместный проект Мультимедиа Арт Музей, Москва и Издательства Яндекс. Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях: facebook, Вконтакте, Одноклассники, YouTube, Instagram, Telegram. В 1917 году Бориса Игнатовича выгнали из гимназии в Луганске за революционную деятельность. Он уехал в Петроград, затем закончил Выборгскую гимназию, вернулся в Луганск и работал редактором в местных революционных изданиях, освещал события Гражданской войны. В Ленинграде Борис Игнатович познакомился с художником-иллюстратором Владимиром Лебедевым, благодаря которому заинтересовался фотографией. В 1923 году Игнатович получил в подарок свою первую камеру «Кодак». Первой моделью начинающего фотографа стал Михаил Зощенко. С 1925 года Борис Игнатович работал в Москве, снимал репортажи для «Советской архитектуры» и «Советского фото». Во время подготовки к выставке Общества друзей советского кино в Москве Борис Игнатович с Александром Родченко и присоединился к группе

«История России в фотографиях» — совместный проект Мультимедиа Арт Музей, Москва и Издательства Яндекс. Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях: facebook, Вконтакте, Одноклассники, YouTube, Instagram, Telegram.

Автопортрет. 1930-е. МАММ/МДФ
Автопортрет. 1930-е. МАММ/МДФ

Духовой оркестр общества «Динамо»на Красной площади в Москве. 1926 год.  МАММ/МДФ
Духовой оркестр общества «Динамо»на Красной площади в Москве. 1926 год. МАММ/МДФ

В 1917 году Бориса Игнатовича выгнали из гимназии в Луганске за революционную деятельность. Он уехал в Петроград, затем закончил Выборгскую гимназию, вернулся в Луганск и работал редактором в местных революционных изданиях, освещал события Гражданской войны.

Портрет старика с мешком на плече. 1920-е. МАММ/МДФ
Портрет старика с мешком на плече. 1920-е. МАММ/МДФ
Продавец сыра. 1920-е. Кавказ. МАММ/МДФ
Продавец сыра. 1920-е. Кавказ. МАММ/МДФ

В Ленинграде Борис Игнатович познакомился с художником-иллюстратором Владимиром Лебедевым, благодаря которому заинтересовался фотографией. В 1923 году Игнатович получил в подарок свою первую камеру «Кодак». Первой моделью начинающего фотографа стал Михаил Зощенко.

Михаил Зощенко. 1923 год. Петроград. МАММ/МДФ
Михаил Зощенко. 1923 год. Петроград. МАММ/МДФ

С 1925 года Борис Игнатович работал в Москве, снимал репортажи для «Советской архитектуры» и «Советского фото».

Первомайские украшения на площади Большого театра. 1924–1929. Москва. МАММ/МДФ
Первомайские украшения на площади Большого театра. 1924–1929. Москва. МАММ/МДФ
Беспризорники и пионеры на первомайской демонстрации. 1927. МАММ/МДФ
Беспризорники и пионеры на первомайской демонстрации. 1927. МАММ/МДФ

Во время подготовки к выставке Общества друзей советского кино в Москве Борис Игнатович с Александром Родченко и присоединился к группе «передовых художников, производственников в области архитектуры, индустриальных искусств, кинематографии, фотографии, живописи, графики и скульптуры» «Октябрь». Вместе с Родченко Борис Игнатович руководил фотосекцией «Октября». Он в полной мере воспринял конструктивистские идеи Александра Родченко, использовал в фотографии ракурс и «косил» горизонт. Он говорил: «Мы строим новую жизнь и должны снимать по-новому!».

Круглые бани в Лесном. 1931. Ленинград. МАММ/МДФ
Круглые бани в Лесном. 1931. Ленинград. МАММ/МДФ
«Исаакий». 1931. Ленинград. МАММ/МДФ
«Исаакий». 1931. Ленинград. МАММ/МДФ
Памятник Лассалю. 1931 год. Ленинград. МАММ/МДФ
Памятник Лассалю. 1931 год. Ленинград. МАММ/МДФ
Новая архитектура. 1933 год. Здание Наркомзема. Москва. МАММ/МДФ
Новая архитектура. 1933 год. Здание Наркомзема. Москва. МАММ/МДФ
Этажи. 1933 год. Дом-коммуна. Экспериментальное студенческое общежитие на улице Орджоникидзе. Архитектор Иван Николаев. МАММ/МДФ
Этажи. 1933 год. Дом-коммуна. Экспериментальное студенческое общежитие на улице Орджоникидзе. Архитектор Иван Николаев. МАММ/МДФ

После разгрома группы «Октябрь» в 1932 году Борис Игнатович работал кинооператором «Союзкинохроники», делал фоторепортажи для «Правды», «Огонька», «Советского фото». Смелые ракурсы и авангардные эксперименты остались в прошлом.

Никита Хрущев, первый секретарь Московского комитета ВКП(б). 1935 год. Москва. МАММ/МДФ
Никита Хрущев, первый секретарь Московского комитета ВКП(б). 1935 год. Москва. МАММ/МДФ
Строительство метро. 1935 год. Москва. МАММ/МДФ
Строительство метро. 1935 год. Москва. МАММ/МДФ

В начале Великой Отечественной войны Борис Игнатович работал фотокорреспондентом «Боевого знамени».

Боевая подготовка. Сентябрь–октябрь 1941 года. Московская область. МАММ/МДФ
Боевая подготовка. Сентябрь–октябрь 1941 года. Московская область. МАММ/МДФ

Солдат с лошадью. 1944 год. МАММ/МДФ
Солдат с лошадью. 1944 год. МАММ/МДФ
Перед вылетом. 1941–1945. МАММ/МДФ
Перед вылетом. 1941–1945. МАММ/МДФ

После войны Борис Игнатович был фотокорреспондентом издательства «Правда» и журнала «Огонек», работал фотохудожником в производственно-технических мастерских Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), где организовал лабораторию цветной фотографии. Руководил фотостудией на заводе «Серп и молот», а также вел секцию фоторепортажа в московском фотоклубе «Новатор». Борис Игнатович ушел из жизни в 1976 году.

Портрет Семена Буденного. 1945–1949 годы. МАММ/МДФ
Портрет Семена Буденного. 1945–1949 годы. МАММ/МДФ

Мост победы. 1945–1955 годы. Москва. Один из первых памятников Победы в Москве. Строительство началось во время Великой Отечественной войны в 1943 году. Архитектор – Дмитрий Чечулин, скульптор – Николай Томский. МАММ/МДФ
Мост победы. 1945–1955 годы. Москва. Один из первых памятников Победы в Москве. Строительство началось во время Великой Отечественной войны в 1943 году. Архитектор – Дмитрий Чечулин, скульптор – Николай Томский. МАММ/МДФ
Станция метро «Маяковская» в Москве. 1950-е. Москва. МАММ/МДФ
Станция метро «Маяковская» в Москве. 1950-е. Москва. МАММ/МДФ

Каждый из вас может принять участие в развитии национального фотоархива «История России в фотографиях». Для этого необходимо зарегистрироваться на нашем сайте, после чего вы сможете выкладывать фотографии из личных архивов, составлять собственные тематические выставки и делиться ими с окружающими. Присоединяйтесь.