Несколько лет назад маленькая Дания была взбудоражена шокирующей новостью из музея Гётеборга. На картине знаменитого датского художника 19-го века Педера Кройера с жизнерадостным названием «Гип-гип-ура!» искусствоведы обнаружили фигуру безголового призрака.
Эта картина известна во всем мире. Написанная в лучших традициях импрессионизма, она разрушает привычный образ Скандинавии как места мрачного и неуютного; ей даже проиллюстрирована статья в Википедии, посвященная знакомому всей планете возгласу "Гип-гип-ура!".
Вот эта картина; взгляните на нее внимательно. Пронизанная светом и радостным настроением, она изображает дружескую пирушку художников, собравшихся на отдыхе в одном из самых живописных уголков Дании.
А теперь приглядитесь к центральной ее части, отмеченной кружком. Переплетения ветвей и листьев почти незаметно для глаза образуют пугающую полупрозрачную фигуру - и самое жуткое то, что у нее нет головы. Откуда же она там взялась?
Вообще поиск тайных знаков на картинах старых мастеров – занятие весьма увлекательное и, можно сказать, почтенное. Правда, чаще всего «жертвами» исследователей становятся полотна великих вроде Леонардо да Винчи, а вот работы менее известных живописцев проходят мимо их придирчивого взора. И напрасно: порой внимательного зрителя там ждут невероятные открытия. Именно это произошло с сотрудницей музея живописи города Скаген по имени Сёс Иверсен, которая однажды, разглядывая репродукцию картины Кройера, увидела там привидение. Сначала она списала все на игру воображения, потом – на дефект печати. Но, увидев подлинник, убедилась, что не ошиблась – и немедленно поделилась открытием с коллегами. Выяснилось, что никто раньше не замечал на полотне потустороннюю сущность, даже специальная литература не говорила об этой особенности картины ни слова. Понятно, что официально все списали на причудливую игру света и тени – но молва усилиями журналистов быстро разлетелась по стране. Энтузиасты и специалисты ломали голову, что же за силуэт запечатлел мастер – но так и не пришли к однозначному выводу. Одна из версий – Кройер, как часто делают художники, несколько раз правил картину и в какой-то момент решил убрать одного из героев и нарисовал поверх него деревья. Другая – живописец таким образом отдал дань тогдашней моде на спиритизм и специально изобразил «гостя с того света». Третья – в виде призрака мастер представил возлюбленного своей жены, шведского композитора Хуго Альфвена. Но вот незадача: ни одна из гипотез подтверждения не находит. Следов серьезных исправлений на картине нет, оккультизмом Кройер не интересовался, а с супругой разошелся мирно и с Хуго не враждовал. Возможный ключ к разгадке – тот факт, что Педер Кройер был не вполне нормален и страдал от хронического биполярного расстройства. К тому же он болел сифилисом, от которого безуспешно лечился токсичной ртутью. В общем, его восприятие реальности было, мягко говоря, своеобразным – а в таком состоянии, как известно, человек особенно восприимчив к влияниям со стороны сверхъестественных сил. Возможно, в момент написания картины кистью Кройера какое-то время водила воля кого-то или чего-то, что пожелало быть запечатленным на холсте?..