В понимании евреев, да и вообще всех жителей Ближнего востока и Египта, пустыня это царство сухой безжалостной смерти. Там нет воды, нет жизни, это царство сатаны, обиталище темных сил. Вот такое отношение к пустыне было и у Иисуса Христа в том числе. Сюда на «передовую», на вот эту битву с темными силами, совершенно один идет Иисус, чтобы пройти вот это «боевое крещение», то есть «крещение огнем» своего рода, вступить в схватку с этими темными силами.
Сорок дней это конечно условное число, но вот на сорок дней уходит Иисус в это царство сатаны, царство темных сил, чтобы принять там «боевое крещение», и вот он сорок дней без еды. В книгах Нового Завета, под словом «пост» подразумевается вовсе не то, к чему мы привыкли, то есть совсем другое.
В Иудейской культуре того времени, под постом понималось полное воздержание от любой пищи. Не какое-то там деление на постные продукты и не постные в древней Церкви такого деления в принципе не существовало. В иудейской культуре существовало деление на кошерную и не кошерную, правило «Кашрута», дозволенную и недозволенную пищу, но это к посту никакого отношения не имело. Пост это не деление еды, ее нельзя было есть вообще. Деление пищи на постную, и не постную произошло гораздо позднее в христианской культуре.
И вот в пустыне, Христос страдает от голода, хотя возможно запасы воды у него были в Евангелие ничего об этом не говорится, была ли у него вода или нет мы не знаем, но от голода он точно страдал. И вот является ему дьявол с предложением от которого трудно отказаться. Вот камни, говорит дьявол, сделай-ка их хлебами, зачем себя мучаешь, сам поешь и других тоже накормишь и, в общем-то, ничего греховного в этом нет.
Христос в пустыне не ест ни потому, что нельзя есть, понимаете, Иисус воздерживался от пищи не потому, что нельзя ничего есть, все можно, а потому что нечего есть в пустыне, и он голодал. У Христа, по видимому должна была быть такая реакция, надо же, как здорово, как я сам не догадался, спасибо "дорогой друг", что подсказал, и сделал бы камни хлебами наелся бы в волю. И чтобы тогда произошло?
Он бы выполнил просьбу дьявола, понимаете, он бы выполнил бы его волю, а не волю его небесного отца который привел его в эту пустыню противостоять этим искушениям дьявола.
И тогда Иисус Христос, мастер коротких реплик, ему отвечает словами «Торы» закона «не хлебом одним будет жить человек но всяким словом, исходящим из уст Божьих», как мы это читаем у Матфея и у Луки.
Сам факт того что Христос послушался бы дьявола уже было бы грехом, и на самой ранней стадии до его "общественного служения" вся его миссия все его мессианское достоинство был бы перечеркнуто, он был бы такой же человек который находится в рабстве у падшего ангела как и все остальные люди.
Но не тут то было, Христос ему противостоит. Тогда дьявол, который наверняка знает священное писание, и знает что написано по слову, берет Иисуса, ставит его на крыле Храма и говорит: «если ты сын божий, бросься вниз, ибо написано ангелам своим заповедует о тебе и на руках понесут тебя да не приткнёшься о камень ногою твоею», ничего не напоминает совершенно верно девяностый Псалом ему цитирует. Хотел слово Божие, пожалуйста, вот тебе слово Божие, прыгай дружок. Чтобы он тогда сделал бы? Дьявол не гнушается даже этим, чтобы подчинить Христа себе, чтобы заставить его выполнять свою волю, волю дьявола на что Христос отрезает, «написано также не искушай господа бога твоего»
Сейчас мы не будем вдаваться в детали, что под этим подразумевал Иисус, тут можно над этой темой искушения размышлять очень долго. Что под этим подразумевал Иисус, написано также не искушай господа бога твоего важно что он отвергает волю дьявола каким бы благочестивым соусом она не была бы приправлена.
И тогда дьявол идет ва-банк, либо все, либо ничего. Уже без всяких прелюдий и полит корректных заходов, он требует от Христа «Падши, поклонись мне». До этого он так мягко стелил, чтобы жестко спалось, а теперь он уже жестко стелит. «Падши, поклонись мне», за это он обещает все царства мира, и славу их, вознес его высоко, и показывает мир весь вот он весь мир, «Падши, поклонись мне», и все это будет принадлежать тебе. Как карточный шулер, дьявол что делает, блефует, царства мира ему не принадлежат, хотя он и имеет некоторую власть в этом мире, не просто так его даже Христос называет «князем мира сего», но в любом случае выше этой власти, власть Божия, абсолютная.
Христос разрубает этот «Гордиев узел», которым пытается его связать дьявол, одним ударом
«отойди от меня сатана, ибо написано, Господу Богу твоему поклоняйся, и одному Ему служи».
Мне бы очень хотелось, чтобы эта гениальная мысль и Ветхого и Нового Завета, потому что Христос ее цитирует из Ветхого Завета, запечатлелась бы в ваших сердцах «Господу Богу твоему поклоняйся, и одному Ему служи».