Найти тему
Авто-дао Дзена

10 историй из жизни московского метро

Метро имеет неповторимую историю, причем это и официальные события, и неформальные истории с простыми людьми, которые передвигаются в метро.

1. Московское метро началось с большой пробки в один день 1931 г. Тогда стоял весь транспорт, от извозчиков до такси. И власти решили построить транспорт, для которого бы пробок не было.

Вообще 1-ые проекты подземного транспорта предлагались уже 30 годами раньше. Но ведь метро – это, как говорили в КВН, «не просто трамвай под землю закопать». Это еще и многое предусмотреть технически, и… потратить много денег. Вот на этом и споткнулись.

Более того, ходят слухи, что открытие метро в Москве было отложено на 3 десятка лет потому, что новый вид транспорта отвергали большинство социальных слоев: правящие круги не хотели тратить деньги, Церковь считала святотатством курсирование транспорта под храмами, а извозчики боялись конкуренции.

И хорошо, что все эти преграды удалось все же со временем обойти. Так, история знает случай, когда из-за такого, казалось бы, мелкого давнего факта, как боязнь конкуренции извозчикам, целый город до сих пор находится в транспортной блокаде. Ходят слухи, г. Томск не стали «подсоединять» к общим ж/д путям в свое время как раз по причине боязни соперничества с традиционными видами транспорта. И ведь сюда до наших дней нет прямых ж/д маршрутов из других крупных городов Сибири. Если вы захотите доехать из Красноярска или Новосибирска в Томск, вам нужно обязательно будет сделать пересадку на ст. Тайга, т. е. потратить больше времени.

2. Московское метро сразу было задумано как сеть подземных дворцов, поражающих умы людей… в том числе иностранцев.

Во многом метро похоже на итальянские дворцы: лепнина, картины, колонны…

Конечно, на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, однако наиболее часто пассажиры признают самой красивой станцией московского метро «Маяковскую».

3. Из 228 станций метро 48 (т. е. почти 1/5) считаются объектами культурного наследия, а более 40 – памятниками архитектуры. На станциях воспроизведены стили классицизма, ар-деко и др.

4. Витражи на станции «Новослободская» собирали мастера из Риги, которые до этого принимали участие в строительстве католического собора в Риге.

5. В годы Великой Отечественной войны не только прятались от бомбежек в метро, но и само метро работало, более того – там даже строили новые станции. Например, станцию «Электрозаводская» открыли в 1945 г.

6. В мае этого года в мэрии г. Москвы рассказали, что в ближайшие 4 года должны построить еще 55 новых станций. Вот это темпы!

7. Помимо качественных показателей, московская подземка выступает и рекордсменом (ну, или почти рекордсменом) по количественным:

· занимает 6-е место в мире по интенсивности движения (1-ые места занимают города Китая, Японии и Кореи);

· твердо стоит на 5-м месте в мире по продолжительности транспортных линий.

8. В этом году исполнилось 35 лет с тех пор, как в московском метрополитене стали пускать именные поезда. Правда, не все эти 35 лет такие поезда курсировали – в «лихие 90-ые» традицию на какое-то время прекратили.

В разные годы это были поезда:

· в честь событий (50-летия газеты «Правда», Победы в Великой Отечественной войне – «Курская дуга» и др.);

· посвященные конкретным социальным явлениям (в частности, «Наука будущего», «Путешествие в Рождество»);

· названные и оформленные по видам искусства и литературы («Акварель», «Читающая Москва», «Легенды кино» и т. д.);

· посвященные конкретным людям (например, Олегу Табакову);

· иные.

Авторское фото.
Авторское фото.

9. Любовь вездесуща, в том числе под землей. И в московском метро происходит много историй, связанных с любовью, встречами, разлуками и даже с интимом – и порой не самым приличным…

Так, одна моя знакомая рассказывала, что ехала как-то в вечернем поезде, а напротив нее сидел подросток…

И начал этот юнец производить некие манипуляции… сам с собой. Причем пьяным он не выглядел. Скорее всего, товарищ был из «идейных»: по юношескому максимализму хотел показать миру, какой он «независимый и ваще крутой».

В общем, все пассажиры, которые сидели рядом, быстренько засмущались и перебежали в отдаленные места вагона, а кто-то даже перешел в другой вагон. И вдумайтесь: не нашлось ни одного мужчины, который бы просто подошел к этому «идейному» балбесу и отвесил ему подзатыльник.

10. Если же обратиться к более приятной статистике, то назову такие числа.

Кадр из  фильма "Я шагаю по Москве". Снимок взят из открытого бесплатного источника в Интернете.
Кадр из фильма "Я шагаю по Москве". Снимок взят из открытого бесплатного источника в Интернете.

Социологи опросили 500 пар москвичей и выявили, что 350 из них познакомились именно в метро. Впечатляет, правда? Есть приятная причина пользоваться подземкой одиноким...

А в другом опросе выяснилось, что 45% пассажиров во время проезда на эскалаторах думают… приготовьтесь… о сексе с проезжающим(-ей) мимо незнакомцем(-кой)... А о чем они еще думают? Читайте об этом в моем Дзен-посте.

Также читайте статью «1-й общественный транспорт в Москве: 5 интересных фактов».