Найти тему
Мир сериалов

Почему Юрию Быкову никогда не стать великим режиссером

Оглавление

Прежде, чем ответить на вопрос, сформулированный в названии статьи, хотелось бы отметить, что я не имею к Быкову никакого негатива. Более того - снятый им "Дурак" я считаю одним из лучших фильмов, созданных в постсоветской России. Все остальные авторские работы Быкова, как по мне, немного слабее, однако тоже вызывают исключительно теплые чувства.

Несмотря на это, еще несколько лет назад я четко понял, что Быков никогда не сможет стать великим режиссером, который впишет свое имя в историю, как сделал это кумир Юрия - Алексей Балабанов. У этого есть несколько причин, и в данной статье мы постараемся разобраться с каждой из них.

Я долго думал о том, стоит ли писать эту статью. Ознакомившись с очередным фильмом режиссера под названием "Сторож", я решил, что все же необходимо это сделать. "Сторож" показался мне довольно средним фильмом, значительно уступающим всем предыдущим работам Быкова. А судя по тому, что именно он станет последней картиной в фильмографии Быкова, пора подвести черту под всем, что успел сделать Юрий Анатольевич.

Причины, по которым Юрий Быков, несмотря на безусловный талант, не смог и не сможет стать великим режиссером:

Неумение принимать критику

Пожалуй, это главная отличительная черта режиссера Быкова. В последние годы он сделал все, чтобы запомниться не отличными фильмами, а перманентными эмоциональными взрывами при столкновении с мельчайшими неудачами. Зрители раскритиковали сериал "Спящие" за политическую пропаганду? Юрий Анатольевич пишет пронзительный пост о том, что покидает кинематограф. "Завод" провалился в прокате? Быков сетует на собственную бездарность и говорит, что не видит смысла продолжать режиссерскую карьеру. "Сторож" не добивается успеха на Кинотавре? Быков критикует себя в очередной раз, а заодно проезжается и по киноакадемикам, не оценившим его режиссерский дар.

Я все могу понять: люди, работающие в сфере искусства, часто оказываются ранимыми и воспринимают окружающую действительность не так, как другие. Но разве это достойное поведение мужчины, которому осталось всего несколько лет до того, чтобы разменять пятый десяток? К сожалению, Быков так и не научился принимать неудачи, а в жестоком мире искусства без этого никуда.

Сериал "Спящие"

Говоря о причинах режиссерского краха Юрия Быкова, нельзя не остановиться подробнее на этом уже упомянутом выше сериале. Если оценивать объективно, "Спящие" вовсе неплохи, как самостоятельное художественное произведение. Однако если до съемок этого сериала Быков позиционировал себя, как оппозиционера, здесь он радикально изменил свои взгляды. Аудитория не поняла такой кульбит режиссера и не смогла спокойно его принять. Отмыть репутацию от такого - непростая задача. И вроде бы Быков никогда не скрывал, что снимает сериалы для Первого канала ради денег, и в них нет его личной позиции. Однако снимать сериалы Эрнсту тоже можно по-разному. Можно сделать роскошный "Метод", а можно "Спящих", заставляющих задуматься: а каковы взгляды настоящего Юрия Быкова.

Однообразная фильмография

Если посмотреть на авторские фильмы Быкова, нетрудно заметить, что все они до боли напоминают друг друга. "Жить", "Майор", "Дурак", "Завод", "Сторож" - везде один и тот же удрученный печалью взгляд на Россию XXI века и населяющих ее людей. Не могу сказать, что это плохо. Быков всегда старался делать то, что получается у него лучше всего - остросоциальные драмы. Однако я считаю, что, даже работая в пределах одного жанра, можно более индивидуально подходить к каждому конкретному проекту. Горячо любимый Быковым Балабанов также работал в одном жанре, однако никому и в голову не придет утверждать, что фильмы Алексея Октябриновича были похожи друг на друга.

Многие считают, что "Завод" резко отличался от других работ Быкова, сделав шаг в сторону сурового боевика. Однако я не увидел чего-то принципиально нового и в этом фильме. Все та же социальная несправедливость, все тот же суровый Шведов, готовый пострадать за свою правду.

-2

Жажда денег и участие в "Елках"

Как ни странно, Быков кажется мне довольно алчным человеком. В противном случае, как объяснить то, что он с такой легкостью отказывается от своей привычной позиции, если речь заходит о щедром гонораре. Я говорю не только о "Спящих", которые, вне всяких сомнений, снимались за отличное вознаграждение. Многие почему-то забывают, что Быков успел поучаствовать в одной из самых критикуемых франшиз последних лет - "Елки". Адепты Быкова и BadComedian`a после того, как режиссер примкнул к команде Бекмамбетова, начали оправдывать его и в один голос твердили, что новелла, снятая Быковым, была лучшей за всю историю "Елок". Да ничего подобного! Так уж вышло, что я посмотрел все части этого новогоднего сериала и могу утверждать, что Быков снял ни чем непримечательную историю, такую же, как и остальные елочные новеллы. В ней нет ничего от авторского стиля Юрия Анатольевича.

Как говорит сам Быков, деньги за подобные подработки он тратит на производство собственных фильмов. Ну-ну, допустим. Как по мне, обладающий такой известностью режиссер, чтобы заработать, вполне мог бы выбрать и проект поприличнее.

-3

Попытки стать актером

Быков параллельно с режиссерской всегда пытался построить актерскую карьеру. Как актер, он довольно неплохо смотрится в кадре, однако давайте обратим внимание на уровень фильмов, в которых он снимался: 16-тый сезон "Солдат", "Ранетки", "Моя прекрасная няня". Из недавнего можно отметить комедию "Лови момент" с Юлией Топольницкой, которая была лишь немногим лучше творений Сарика Андреасяна. А затем мы критикуем за неразборчивость Козловского и Петрова...

Вот и все. У Юрия Быкова были невероятные задатки, которые могли бы превратить его в главного режиссера страны, в голос поколения. А еще с легкой подачи Жени Баженова у него была народная любовь. Но, кажется, все это в прошлом. Сегодня в сети все чаще встречаются критика и насмешки в адрес Юрия, а сам он не планирует брать в руки камеру после окончания съемок "Сторожа".