Найти тему

Описания в книгах. Часть 2.

Как я говорил в прошлой части, сегодня мы поговорим о динамических и статических описаниях. Для наглядности также приведу несколько примеров.

Статические описания. Их можно сравнить с фотографией, а подаются они одним блоком, который не прерывается на действия. Автор будто описывает застывшую картину, таким способом замедляя темп повествования.

«Тишина. В небе – огромная полная по-весеннему белая луна. Лунный свет серебряными бликами на черных волнах реки, медленной и неторопливой, ленивой, как толстая индийская кобра, ползущая прочь, за линию горизонта. На холме за рекой – маленькая белая часовня, как жемчужина, упавшая на колени земли с небес, видимо, оброненная каким-то неловким ангелом. Воздух густой и тяжелый – перед грозой. Уже видны тучи за белой церковкой, которая как маяк в черном океане неба возносит к небу сигнальный огонь золотого креста, отражающего последние робкие лучи заходящего солнца»

Это пример статического описания, как вы видите подобные описания создают в первую очередь атмосферу, затем позволяет нам внимательнее разглядеть сцену и героев. Очень важно, используя подобные методы, избежать сухости, писатель должен дать читателю необходимый настрой, заряд и общий тон перед дальнейшим действием. Описывая таким образом людей вы должны дать понять важность персонажа. Я имею в виду, что не следует уделять излишнего внимания проходным личностям, если заостряете внимание на герое, то он должен сыграть определенную роль в произведении, иначе зачем читателю подробное описание его внешности?

Динамические описания. В качестве примера динамического описания хотелось бы привести отрывок из произведения К.Г. Паустовского:

«Субоч был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. Застекленные двери звенели. Воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились в глубину сада. Таков был обычный приход Субоча.»

Глагольный тип этого текста не вызывает сомнения, описание учителя латинского языка дается через перечисление действий, характеризующих его поведение, и указание на реакцию окружающего, также весьма активно отзывающегося на поведение героя.

Встретить динамику мы можем в смешанных описаниях и диалогах, например, когда двое героев идя по улице ведут неторопливую беседу, а мы при этом можем описать их походки, жесты, направления взгляда, все эти детали добавят живости в представление читателя.

Работа с описаниями

В одной из предыдущих статей я писал, что следует избегать повторов в описаниях, встречающихся в одном абзаце или соседних предложениях, заменяя их синонимами. Но всегда ли это нужно? Давайте рассмотрим замечательный художественный прием из произведения «Бедная Лиза»:

«Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет.»

Как мы видим, слово «стон» не случайно встречается несколько раз в одном предложении. Таким образом автор хотел акцентировать наше внимание на данном слове, чтобы при помощи выражения «стон времени» задать необходимый тон повествованию.

Следующим моментом хотел бы разобрать построение предложений при описаниях. Следует избегать простых схем с однообразными предложениями, состоящими из главных членов и иногда выделенных деепричастными оборотами. Это скучно, сравните два отрывка:

Всходило солнце, озаряя мир своим живительным светом. Свет разливался лужами по полям, сгоняя тьму в расщелины и овраги. Мир просыпался.

В данном случае, предложения уже навевают тоску.

Ему казалось, что подъем бесконечен, и тупое отчаяние овладевало его душой. Но он продолжал карабкаться наверх, ежеминутно падая, ссаживая колени и хватаясь руками за колючие кусты. Временами ему представлялось, что он спит и видит один из своих лихорадочных болезненных снов. И панический переполох после пикника, и долгое блуждание по дороге, и бесконечное карабканье по насыпи – все было так же тяжело, нелепо, неожиданно и ужасно, как эти кошмары.

Обратите внимание не на размер или словарный запас. Обратите внимание именно на разнообразное построение предложений, согласитесь, второй вариант лучше.

Не старайтесь в одно предложение вложить максимум информации. Это создаст сложности для восприятия читателю. Простой пример:

Дмитрий вошел в темный подъезд с изрисованными стенами и постучал в дверь напротив.

Тут мы видим три информационных блока: Дмитрий входит в подъезд, стены изрисованы, Дмитрий стучит в дверь. Не ленитесь разбить эту информацию на три — пять предложений. От этого текст станет только симпатичнее.

Нужно помнить, что для полного погружения в мир одной картинки недостаточно. Старайтесь описывать не только образы, но и звуки, запахи, ощущения. Запах свежести на морозе, звуки проезжающих мимо машин, жара и духота пустыни. Все эти аспекты добавят жизни вашему произведению, позволят погрузиться в мир глубже.

Чувство меры при использовании описаний также очень важно. Не перегружайте текст излишними уточнениями. Если персонаж почесал нос, то не следует писать, что он сделал это рукой, читатель и сам это поймет. Используйте подобные уточнения только в том случае, если они действительно важная деталь, например, если он почесал нос пистолетом или другим предметом, на который вы хотите обратить внимание.

Если вас заинтересовала данная тема, то подписывайтесь и получайте новую статью каждый день.

Российская литература
0