Есть актеры заложники одной роли. К счастью с нашим сегодняшним героем совершенно иная история. Несмотря на то, что глядя на Александра Демьяненко каждый видит Шурика за спиной у актера насыщенная творческая жизнь.
Причём сам актер по характеру вовсе не похож на своего самого известного экранного героя. В отличие от эксцентричного забавного Шурика, Александр Сергеевич был неспешным рассудительным и немногословным человеком. Но были и общие черты, и тот и другой были волевыми и порядочными людьми, советскими интеллигентами со стальным стержнем.
Любовь к искусству Александру привил отец, прекрасный актер Сергей Петрович Демьяненко. В детские годы Александра, он работал режисером в свердловском оперном театре. Первые свои роли Демьяненко сыграл в народном театре при Доме культуры. Юноша посещал музыкальную школу, играл на фортепьяно, неплохо пел.
В 16 лет он предстал пред приехавшими на Урал в поиске талантов педагогами МХАТа. Провалив экзамен, он поступил в юридический институт. Но отмахнутся от призвания, не удалось. Всего полгода Александр продержался без искусства. После чего сорвался в Москву и стал студентом ГИТИСа. Учился хорошо, усердно, проявлял поразительные способности. Но был сам себе на уме. Мог в любой момент взять и уехать на родину в Свердловск. От того числился как злостный прогульщик. Педагоги относились к проступкам одарённого студента с пониманием.
Незаурядный талант начинавшего артиста приметили крупные деятели советского кино Александр Алов и Владимир Наумов. Они привлекли Демьяненко на главные роли своих картин «Ветер» и «Мир входящему». Творцы ставили молодому актеру сложнейшие задачи. Его героям предстояло пройти тяжелейшие испытания и изменится в характере и понимании мира. Александр справился блестяще и по праву вошёл в число ведущих советских актеров.
За Демьяненко закрепилось амплуа героя-интеллигента. Пока великий Леонид Гайдай не разглядел в нем незаурядный комедийный дар. Изначально главного героя комедии должны были звать Владик. Гайдай долго искал подходящего актера на роль Владика, пока кто-то из ассистентов не предложил кандидатуру Демьяненко. Александр в то время был штатным актером студии «Ленфильм». И поначалу отнесся к предложенной роли без энтузиазма. А вот Гайдай сразу понял, что нашел нужного артиста. Он даже перекрестил главного героя из Владика в Шурика.
«Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Эти фильмы зажгли новую звезду на небосклоне великих комедийных артистов. В комедии «Иван Васильевич меняет профессию» перед зрителем предстал уже повзрослевший Шурик. Сам Александр Сергеевич уже состоялся как серьезный характерный актер, но зритель безошибочно распознал в нем того самого Шурика.
Артист много работал в телеспектаклях Ленинградского телевидения, был востребован в кино. И в каждой своей новой роли он был неузнаваем, являя зрителю все новые и новые образы. В личной жизни тоже все складывалось. Александр Сергеевич был счастливым человеком, пока эта идиллия не порушилась с развалом Союза.
Демьяненко всегда испытывал отвращение ко всему пошлому, недостойному. Такому актеру было сложно найти себя в новом коммерческом кино. Спасало то, что актер давно работал на озвучке. Актер Донатас Банионис в большинстве своих фильмов говорил голосом Демьяненко. Доводилось озвучивать Жан-Поля Бельмондо, Роберта Де Ниро, Омара Шарифа, Джона Войта и многих других.
Выручали ностальгические телевизионные проекты. Но сам он как к свету тянулся к искусству. Актер очень тяжело переживал свою профессиональную невостребованность и падение культуры в целом.
Страшнейшим удалом стал разрыв с родным театром комедии комедии. У актера начались проблемы с сердцем. Когда подвернулась постоянная работа в сериале «Кафе "Клубничка"» Александр Сергеевич согласился. Каждый день снималась новая серия и по ходу изнурительных съемок здоровье актера еще больше пошатнулось.
Жарким летом 1999 года Александр Сергеевич умер от остановки сердца в возрасте 62 лет, недотянув до операции всего несколько дней.
До последних лет все вокруг видели в нем Шурика. Конечно взрослому, серьезному и состоявшемуся человеку, каким являлся на склоне лет Александр Сергеевич. Было не совсем по себе, когда его воспринимали как Шурика. Но он не злился. Ведь воспоминание о Шурике неизменно вызывает улыбку, а самый тоскливый день становится светлее. А это и есть настоявшее призвание актера, дарить людям радость и надежду.
Вспомнить самые яркие роли актера можно в материале: