Найти тему
Jenny

Портрет художника. Часть 2

О фильме "Портрет жены художника" речь шла в предыдущей статье. А сейчас поговорим о самом художнике, вернее, о его прототипе. Именно поэтому я и ринулась пересматривать старый фильм - увидела офорты и подумала, а не они ли показаны в фильме? Так оно и оказалось. Это офорты Станислава Михайловича Никиреева (1932-2007).

-2

Вот что пишет о нем Википедия:

Станислав Михайлович Никиреев родился в 1932 году в Мичуринске Тамбовской области в семье рабочего. В 1957 с отличием окончил Пензенское художественное училище; в те годы здесь ещё преподавал И. С. Горюшкин-Сорокопудов (1873—1954), соученик Б. Кустодиева и К. Сомова по Петербургской Академии художеств. В 1963 закончил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Офорту учился здесь у М. Н. Алексича, мастерству станковой графики — у Е. А. Кибрика (1906—1978). Член Союза художников СССР (1970). Большую часть жизни Станислав Никиреев прожил со своей семьёй в скромной квартире на окраине Подольска Московской области. Здесь же он работал над печатными досками и делал оттиски на офортном станке. Художник умер на 75-м году жизни; и 28 августа 2007 был погребён на кладбище г. Подольска.

-3

А вот что он сам думал о своем творчестве:

Законы искусства не изложишь на бумаге, не предугадать теоретически дальнейшее развитее творчества, ибо оно реализует осознанный художником мир его жизни. Чем пытливее мастер, тем ближе к жизни, к натуре, чем ярче его любовь к своему народу, природе, культуре и традициям, тем непредсказуемее результаты творчества, но наверняка это будет яркое художество. Моё дарование не придумало иного метода работы, и называется по - старому - реалистический. Внешне приёмы моей работы также традиционны, особенно в организации и компоновке мотива. Но в разработке поверхности изображаемых предметов, среды, деталей теперь я имею право говорить об их выполнении, как о моих собственных.
-4

И Нагибин, чей рассказ лежит в основе фильма, и его создатели, думаю, не случайно выбрали для главного героя участь художника-гравера, офортиста. Занятие офортом - дело медленное, тщательное, кропотливое, требующее высокой сосредоточенности и требовательности к себе. И хорошего зрения, не говоря уж о хорошем освещении!

-5

Конечно, любую ошибку в офорте исправить куда легче, чем в технике резцовой гравюры: там-то уж если"зарезал" - выбрасывай доску! В технике офорта художник "рисует" по слою лака, процарапывает на нем изображение, чтобы потом протравить кислотой. Тончайшие штрихи тогду углубятся и можно будет сделать оттиск на бумаге. В случае ошибки достаточно перекрыть этот фрагмент новым слоем лака. Но все равно необходимо огромное внимание. К тому же, художник гравирует крошечные офорты, что делает его работу просто ювелирной.

-6
-7

Вот так выглядит гравюрная доска и оттиски с нее:

-8

Выше оттисков - рисунок, по которому делалась гравюра, и инструменты. Хотя, возможно, это не офорт, а меццо-тинто (плохо видно на такой мелкой фотографии), потому что среди инструментов лежит качалка, которой работают в этой технике. Травление кислотой тут не применяется.

На сайте, откуда я взяла картинку, техника меццо-тинто отнесена к офортам, что не верно, т.к. нет травления.

...

Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!