Найти тему

Доля контрафактной продукции на рынке спецтехники растет, несмотря на усилия производителей

По оценкам специалистов, доля контрафакта в обороте автозапчастей в России может превышать 50%. В сегменте спецтехники она немного ниже, но все равно составляет 20-30%. При этом поставщики поддельной техники чувствуют себя довольно вольготно: они даже умудряются выигрывать тендеры на поставку не только запчастей, но и самой техники, выдавая собранные из восстановленных комплектующих экземпляры за новые.

Действительно, на рынке спецтехники продаются не только контрафактные запчасти для ТО и ремонта. Существуют компании, которые подделывают и сами машины, собирая модели, снятые с производства много лет назад.

Почему наши предприятия покупают контрафактную технику

На самом деле, конечно, все знают, что использовать поддельные машины и запчасти к ним — недальновидно и опасно. Но рынок контрафакта все равно растет и чувствует себя довольно неплохо, а виной этому является несовершенство законодательства и общее состояние российской экономики:

Во-первых, довольно большая часть спецтехники покупается на государственных аукционах и тендерах. По существующим правилам в большинстве случаев определяющим фактором выбора поставщика является цена. Пользуясь этим, определенные компании организовывают кустарное производство и на базе старых рам и кузовов собирают тракторы или бульдозеры, которые выдают потом за новые. Цена такой техники, как правило, на 20–30% ниже, и если документация на нее оформлена по правилам (как это делается — отдельный вопрос), то заказчик вынужден принять ее по контракту, т. к. доказать, что это контрафакт, по действующим законам практически невозможно.

Во-вторых, примерно такая же схема действует при покупке запчастей, только реализовать контрафакт здесь значительно проще. Дело в том, что на рынке присутствуют как оригинальные комплектующие, так и вполне официальные так называемые совместимые запчасти. Это продукция OEM-поставщиков, которую используют в своей технике производители, ставя на них свое клеймо. Многие владельцы спецтехники, стремясь сэкономить, покупают именно OEM-запчасти, справедливо полагая, что от наличия штампа производителя зависит только цена изделия, но не его качество. По этой причине стоимость одной и той же детали может отличаться в несколько раз. Этим и пользуются продавцы контрафакта, выдавая поддельные комплектующие за совместимые.

В-третьих, в ряде случаев в действие вступает коррупционная составляющая — техника продается по цене новой, а разница идет на поощрение ключевых сотрудников покупателя.

Наконец, часто свою роль играют чисто экономические факторы. Официальные сервисные центры практикуют поблочную схему ремонта спецтехники, когда меняется весь узел, в котором обнаружена неисправность. Поэтому на рынке довольно активно развит сегмент восстановленных деталей, куда стараются вписаться и продавцы контрафакта. Не нужно также забывать, что спецтехника и запчасти к ней — дело довольно дорогое, поэтому желание ее хозяев разумно сэкономить вполне понятно. Часто бывает так, что на покупку оригинала попросту нет денег или ремонт нужен срочно, а предприятие еще не расплатилось с сервисным центром за предыдущие услуги.

Объемы рынка контрафактной восстановленной техники, которую мошенники выдают за новую, эксперты оценивают в 20%, а по поддельным запчастям она может достигать 30% и более. При этом отличить поддельную деталь от настоящей без специальных знаний или исследований часто невозможно. Поэтому очевидно, что бороться с этим явлением можно только на законодательном уровне, сам по себе рынок отрегулироваться не сможет.

Аргументы против контрафактов

Надо сказать, что эта проблема существует уже довольно давно и хорошо известна «наверху». Так, еще в конце 2016 года в Совете Федерации прошло совещание, в ходе которого было еще раз отмечено, что пресечению потока контрафактной продукции мешают прежде всего существующие лазейки в действующем законодательстве. Для усиления мер борьбы с нелегальными поставщиками было предложено:

Первое - внести в Гражданский кодекс РФ понятия «оригинальная продукция», «фальсифицированная продукция», «воспроизводимая продукция».

Второе - разработать меры по созданию системы обозначений и маркировки продукции как виде буквенно-цифровой кодировки, так и с помощью нанесения специальных знаков, затрудняющих подделку.

Третье - создать систему учета оборота специальной техники и запчастей к ней по аналогии с действующими ЕГАИС в ряде отраслей промышленности.

Четвертое - разработать интернет-портал, информирующий участников рынка о недобросовестных поставщиках и фактах незаконного предпринимательства в отрасли.

В ноябре 2018 года состоялся специализированный форум, в котором приняли участи представители Минпромторга, главы отраслевых ведомств и ассоциаций, а также директора ведущих производителей спецтехники. На нем были озвучены очередные меры в виде конкретных поправок в налоговое, таможенное, уголовное и административное законодательство в части нарушения товарного знака при производстве и реализации продукции машиностроения.

Казалось бы, после конструктивного обсуждения на таком уровне конкретных решений осталось ждать недолго. Но их пока нет, а ситуация только усугубляется.

Далее на сайте нашей ассоциации экспертов рынка