Перед тем, как поступить на вооружение, любой образец бронетехники должен пройти многочисленные испытания, призванные указать как на достоинства, так и на недостатки испытуемого образца. Одним их самых важных пунктов испытаний является испытания обстрелом отдельных бронедеталей или полностью собранной машины. Как правило, если результаты огневых испытаний не удовлетворяют заказчика, машина дорабатывается и испытывается снова, до тех пор, пока не результаты не оправдают ожиданий. После исправления всех недостатков, образец может быть рекомендован к принятию на вооружение. Однако, в истории существовали случаи, когда "сырые" машины запускались в серийное производство. К одному из таких "случаев" относится и легендарный советский средний танк Т-34.
Сегодня поговорим об испытаниях обстрелом нескольких опытных образцов Т-34, проводившихся зимой-весной 1940 года на полигоне Мариупольского завода им. Ильича.
23 января 1940 года, согласно директиве заместителя наркома обороны Г. И. Кулика, необходимо было провести войсковые испытания двух опытных танков Т-34. Среди прочего, указывалось обстрелять танки в практически полной комплектации 37-мм противотанковой пушкой обр. 1930 года, трофейной польской пушкой "Bofors", того же калибра, советской 45-мм пушкой 20К и 76-мм орудием. Испытания начались в апреле 1940 года и продолжались около трех недель.
При обстреле лобовой проекции 76-мм пушкой с очень близкой дистанции, не было зафиксировано пробитий и серьезных повреждений. Сказывалось рациональное расположение бронелистов и округлые формы некоторых деталей, приводящих к непробитиям и рикошетам. Однако, оптимистичное начало испытаний пропало, когда при обстреле бортовой проекции, также имеющей наклон и при той же толщине, что лобовые детали, было зафиксировано пробитие 37-мм бронебойным снарядом, выпущенным с расстояния около 200 м. Самым неприятным оказалось то, что даже при не пробитии или частичном пробитии, с внутренней стороны брони образовывались сколы, которые разлетались по всему заброневому пространству, поражая узлы и агрегаты, а значит и потенциальный экипаж. Дополнительной проблемой оказали вырезы в нижних бортовых листах корпуса, служившие для движения хода балансира подвески. Опорный каток, пружина подвески и закрывающий её изнутри кожух без проблем пробивались даже мелкокалиберными снарядами, что сильно ухудшало бронезащиту корпуса и танка в целом. Ходя, надо сказать, что вертикальная нижняя часть борта оказась более снарядостойкой, нежели верхняя, имеющая угон наклона. Уязвимым местом оказалось 15-мм днище надгусеничной полки, в которое иногда попадали снаряды после рикошетирования от элементов подвески.
При обстреле танков фугасными снарядами 76-мм пушки также возникли серьезные проблемы. Хотя и ни один снаряд не пробил броню, в результате попаданий наблюдалось: растрескивание сварных швов, повреждение ходовой части, а также срывание некоторых деталей с мест крепления. После 4-х попаданий фугасных снарядов, разрушились сварные швы башни, в результате чего, с мест соединения был сорван бортовой лист башни, а часть крыши, вместе с люком-лазом отлетела в сторону. Не выдержали обстрел и бронирование картеров переключения передач, картер поворотного механизма для вращения башни, дверца кормовой ниши башни и др. В лобовой проекции главной уязвимостью оказался люк механика-водителя. После двух попаданий деталь сорвало с петель и она привалилась внутрь корпуса.
По результатам испытаний, были сделаны выводы и указаны основные недостатки. Среди них было: повышенная хрупкость бронелистов танка, приводящая к растрескиванию и отколам брони, неравномерная снарядостойкость башни, низкая прочность сварных швов. На основании всех выводов и ситуации в целом, было принято решение все же начать серийное производство танка Т-34, при этом заводам-изготовителям надлежало улучшить качество изготовления деталей и сборки машины, а также ужесточить процесс технического контроля. Среди причин, почему танк с таким большим количеством недостатков был запущен в серийное производство несколько. Во-первых, производство Т-34 уже начали осваивать основные танковые заводы, во-вторых, танк, не смотря на проблемы был достаточно современен, по крайне мере он превосходил по большинству параметров не только танки, имеющиеся на вооружении СССР, но и мировые аналоги, ну и в-третьих, руководство прекрасно понимало, что близиться война для которой нужны новые, хорошо защищенные танки и Т-34 в этой роли оказался неплохой перспективой.
Понравилась статья? Тогда подписывайся, ставь лайк и пиши комментарии. Ваша активность - лучшая благодарность автору. Также это ускоряет выход новых статей. Спасибо за внимание!