Найти тему
TankNet

Почему Т-34 не прошел испытания обстрелом.

Перед тем, как поступить на вооружение, любой образец бронетехники должен пройти многочисленные испытания, призванные указать как на достоинства, так и на недостатки испытуемого образца. Одним их самых важных пунктов испытаний является испытания обстрелом отдельных бронедеталей или полностью собранной машины. Как правило, если результаты огневых испытаний не удовлетворяют заказчика, машина дорабатывается и испытывается снова, до тех пор, пока не результаты не оправдают ожиданий. После исправления всех недостатков, образец может быть рекомендован к принятию на вооружение. Однако, в истории существовали случаи, когда "сырые" машины запускались в серийное производство. К одному из таких "случаев" относится и легендарный советский средний танк Т-34.

Сегодня поговорим об испытаниях обстрелом нескольких опытных образцов Т-34, проводившихся зимой-весной 1940 года на полигоне Мариупольского завода им. Ильича.

На испытываемых образцах не было установлено вооружение.
На испытываемых образцах не было установлено вооружение.

23 января 1940 года, согласно директиве заместителя наркома обороны Г. И. Кулика, необходимо было провести войсковые испытания двух опытных танков Т-34. Среди прочего, указывалось обстрелять танки в практически полной комплектации 37-мм противотанковой пушкой обр. 1930 года, трофейной польской пушкой "Bofors", того же калибра, советской 45-мм пушкой 20К и 76-мм орудием. Испытания начались в апреле 1940 года и продолжались около трех недель.

Фото поражения корпуса танка.
Фото поражения корпуса танка.

При обстреле лобовой проекции 76-мм пушкой с очень близкой дистанции, не было зафиксировано пробитий и серьезных повреждений. Сказывалось рациональное расположение бронелистов и округлые формы некоторых деталей, приводящих к непробитиям и рикошетам. Однако, оптимистичное начало испытаний пропало, когда при обстреле бортовой проекции, также имеющей наклон и при той же толщине, что лобовые детали, было зафиксировано пробитие 37-мм бронебойным снарядом, выпущенным с расстояния около 200 м. Самым неприятным оказалось то, что даже при не пробитии или частичном пробитии, с внутренней стороны брони образовывались сколы, которые разлетались по всему заброневому пространству, поражая узлы и агрегаты, а значит и потенциальный экипаж. Дополнительной проблемой оказали вырезы в нижних бортовых листах корпуса, служившие для движения хода балансира подвески. Опорный каток, пружина подвески и закрывающий её изнутри кожух без проблем пробивались даже мелкокалиберными снарядами, что сильно ухудшало бронезащиту корпуса и танка в целом. Ходя, надо сказать, что вертикальная нижняя часть борта оказась более снарядостойкой, нежели верхняя, имеющая угон наклона. Уязвимым местом оказалось 15-мм днище надгусеничной полки, в которое иногда попадали снаряды после рикошетирования от элементов подвески.

После нескольких попаданий фугасных снарядов случилось частичное разрушение башни.
После нескольких попаданий фугасных снарядов случилось частичное разрушение башни.

При обстреле танков фугасными снарядами 76-мм пушки также возникли серьезные проблемы. Хотя и ни один снаряд не пробил броню, в результате попаданий наблюдалось: растрескивание сварных швов, повреждение ходовой части, а также срывание некоторых деталей с мест крепления. После 4-х попаданий фугасных снарядов, разрушились сварные швы башни, в результате чего, с мест соединения был сорван бортовой лист башни, а часть крыши, вместе с люком-лазом отлетела в сторону. Не выдержали обстрел и бронирование картеров переключения передач, картер поворотного механизма для вращения башни, дверца кормовой ниши башни и др. В лобовой проекции главной уязвимостью оказался люк механика-водителя. После двух попаданий деталь сорвало с петель и она привалилась внутрь корпуса.

Танк после окончания обстрела.
Танк после окончания обстрела.

По результатам испытаний, были сделаны выводы и указаны основные недостатки. Среди них было: повышенная хрупкость бронелистов танка, приводящая к растрескиванию и отколам брони, неравномерная снарядостойкость башни, низкая прочность сварных швов. На основании всех выводов и ситуации в целом, было принято решение все же начать серийное производство танка Т-34, при этом заводам-изготовителям надлежало улучшить качество изготовления деталей и сборки машины, а также ужесточить процесс технического контроля. Среди причин, почему танк с таким большим количеством недостатков был запущен в серийное производство несколько. Во-первых, производство Т-34 уже начали осваивать основные танковые заводы, во-вторых, танк, не смотря на проблемы был достаточно современен, по крайне мере он превосходил по большинству параметров не только танки, имеющиеся на вооружении СССР, но и мировые аналоги, ну и в-третьих, руководство прекрасно понимало, что близиться война для которой нужны новые, хорошо защищенные танки и Т-34 в этой роли оказался неплохой перспективой.

Понравилась статья? Тогда подписывайся, ставь лайк и пиши комментарии. Ваша активность - лучшая благодарность автору. Также это ускоряет выход новых статей. Спасибо за внимание!