Найти в Дзене
severok1979

Исчезнувшие авиапамятники Норильска 1970-80х гг.

Для большинства норильчан авиатранспорт по сей день остаётся единственной возможностью покинуть пределы Норильского промышленного района (НПР) или, как у нас говорят, "выехать на материк". Жизнь и экономика на Крайнем Севере и сейчас во многом зависят от стабильной работы авиации. Поэтому совершенно не случайно в Норильске есть собственный самолет-памятник, но мой сегодняшний рассказ не о нем, а о его предшественниках.

Долгое время основными пассажирскими самолетами были Ли-2 и Ил-14. В соцсетях нашлось уникальное фото, на котором оба самолета попали в в один кадр сделанный в аэропорту "Надежда".

Самолеты Ли-2 и Ил-14 в аэропорту Надежда. Фото Вячеслава Татаурова.
Самолеты Ли-2 и Ил-14 в аэропорту Надежда. Фото Вячеслава Татаурова.

Начнем с самолета памятка Ли-2.

 В аэропорту "Алыкель" (г. Норильск) 13 мая 1995 г.
В аэропорту "Алыкель" (г. Норильск) 13 мая 1995 г.

В большинстве упоминаний указано, что памятник был установлен в 1977 году, хотя непосредственные участники монтажа памятника относят это событие на лето 1975 года. В отличии от многих подобных памятников в других аэропортах, Ли-2 находился не на привокзальной площади, а неподалёку от места стоянки военной авиатехники и рулёжных дорожек, так называемый "военный перрон". От центра вверх можно рассмотреть бортовой силуэт памятника, который установлен, примерно, на границе между военной и гражданской частями аэропорта Алыкель.

Аэропорт "Алыкель". Фото из соцсетей.
Аэропорт "Алыкель". Фото из соцсетей.

Ли-2 находился на территории 50-ой отдельной авиационной транспортной авиационной эскадрильи (в/ч 02017), на вооружении которой состояли Ан-12, Ан-26, Ми-8, Ми-26. С 1993 года авиаэскадрилья стала 11-ым авиационным поисково-спасательным отрядом. Позже Ан-26, Ми-8, Ан-12 передали в Толмачёво, а Ми-26 списали.

Несколько фото памятника разных лет.

-4

Общий вид.

-5

Вид с хвоста.

-6

Очень символичное фото.

-7

Данное фото уникально: приглядитесь - за хвостом Ли-2 виден неестественно завалившийся хвост ТУ-шки с номером СССР-85480! Это остатки Ту-154Б-2 Красноярского УГА, потерпевшего катастрофу 16 ноября 1981 года, то есть снимок, скорее всего, 1982 года.

-8

Хвост еще долго валялся рядом с грудой обломков и был хорошо заметен из прибывающих и убывающих авиалайнеров.

Фото из чьего-то дембельского альбома. В правом верхнем углу дата фото, а не самой авиакатастрофы.

Фото из соцсетей.
Фото из соцсетей.

В 2002 году 11 апсо был передислоцирован на аэродром Братск. Вероятно в том же 2002 году памятник был демонтирован и покинул Норильск.

В настоящий момент самолёт пребывает на территории музея ВВС и ПВО Сибири, находящегося на территории где ранее располагался штаб 14А ВВС ПВО.

Музей ВВС и ПВО Сибири, г. Новосибирск, 2006 г.
Музей ВВС и ПВО Сибири, г. Новосибирск, 2006 г.

Бортовой номер 39. Силуэт белого медведя под окном пилотской кабины намекает на службу самолёта в Заполярье.

-11

Другим частым гостем в аэропорту Алыкель был Ил-14.

Фото с Авиафорума.
Фото с Авиафорума.

Слова автора фото: "...мои первые фотки самолета на аэродроме. Норильск, 1976 или 77, март. Мы приехали в Алыкель классом на экскурсию, которую организовала для детей мама одноклассницы, работавшая в аэропорту. Я учился тогда в 7 или 6 классе. Мы ходили по полю, внутри были в Ил-18-ом, который прилетел из Красноярска".

Фото с Авиафорума.
Фото с Авиафорума.

Еще фото.

-14

Одним из предшественников аэропорта Алыкель, был аэропорт "Надежда". 24 июля 1946 года была создана комиссия для приёмки «во временную эксплуатацию взлётно–посадочной полосы внеочередной части сухопутного аэродрома на железнодорожной станции «Надежда». Аэродром одновременно принимал самолёты и продолжал строиться. В 1949 году на базе Красноярского перегоночного полка в аэропорту "Красноярск" был сформирован 36-й транспортный отряд Гражданского воздушного флота, который стал основой Норильского авиапредприятия. В 1950 году организован аэропорт «Надежда» 3 класса Гражданского Воздушного Флота и начали выполняться регулярные рейсы в Москву и Красноярск. В 1965 году аэропорт "Надежда" закрыли в связи с вводом в эксплуатацию нового аэропорта "Алыкель". В память закрытом аэропорте в 1982 году в качестве памятника был установлен самолёт Ил-14. На фото торжественное открытие.

Фото из архива издательства Апекс.
Фото из архива издательства Апекс.

Скорее всего это Ил-14Т. На фото открытия памятника, установлен самолет из ВВС. За принадлежность самолета к ВВС говорит его окраска - белый верх, светло-голубой низ разделенный синей полосой. А самое главное это знак "Отличный самолет" под остеклением кабины. Данный экземпляр закончил свою службу в отдельном авиаотряде, который обслуживал норильскую 22-ю дивизию ПВО.

На фото от 1983 года, машина перекрашена в классические цвета аэрофлота, введенные в 1973 году. Над кабиной уже не видно антенн и блистера.

Фото Николая Фомина, 1983 г.
Фото Николая Фомина, 1983 г.

Еще одно черно-белое фото. Многие уверены, что самолет принадлежал министру иностранных дел советского правительства Вячеславу Молотову. После того как Молотов пересел в более современную машину, Ил-14 передали в воинскую часть Норильска.

-17

Несколько фото из семейных архивов норильчан.

Фото Елена Наумова (Чернецкая).
Фото Елена Наумова (Чернецкая).

Внутри самолета была подсветка.

Фото из семейных архивов норильчан.
Фото из семейных архивов норильчан.

В 1992 году из-за крайней ветхости Ил-14 был демонтирован, двадцать лет постамент пустовал, но 11 июля 2012 года на том же месте установили Ан-26.

Фото с http://www.norilsk-city.ru
Фото с http://www.norilsk-city.ru